Апробация

То, что процедура аттестации будет изменена (но не отменена), известно уже примерно год. Почему аттестацией учителей должно заниматься целое правительство – тоже понятно. Ее усовершенствованный вариант» намереваются вводить (по формулировке заместителя министра образования Н. В. Третьяк) «в апробационном режиме». Из-за постоянной путаницы со словами «апробация» (одобрение) и «опробование» (проба) до конца не понятно, что имела в виду госпожа замминистра, но что-то подсказывает: в любом случае готовится очередной эксперимент над живыми людьми. А в таком случае самое разумное для министерства – разделить ответственность с правительством.

Апробация | РИСУНОК Николая ВОРОНЦОВА

РИСУНОК Николая ВОРОНЦОВА

Чиновники не скрывают своих грандиозных планов по отработке единых для всей страны требований: «Мы хотим предложить педагогам, пока в апробационном режиме, новые подходы к аттестации, чтобы туда входил модуль, связанный со знанием предметной области, модуль на владение педагогическими технологиями, в том числе на знание современных IT-технологий, и модуль на знание коммуникаций – умение решать конфликтные ситуации с детьми, с родителями».

Если вдуматься – ничего нового, кроме предметного экзамена (зачета), нет. Все остальное уже «проходили». И отменяли. Например, «модуль на знание коммуникации – умение решать конфликтные ситуации»: был когда-то в процедуре аттестации учителей параметр «коммуникативная культура» и была даже разработана технология его замера. Правда, касалось это всего процесса коммуникации, а не узкого аспекта конфликтных ситуаций, т. е. вопрос стоял так: может ли учитель общаться так, чтобы не доводить дело до конфликтов.

Потом этот параметр отменили. Нынче же планируют возродить уже в новой формулировке. Дело в том, что органы управления образованием охвачены грандиозной идеей создания «медиативной среды» на подведомственной им территории, и обучение «технологиям разрешения конфликтных ситуаций путем переговоров» идет полным ходом. При чем здесь учитель (который сам – субъект конфликтных отношений), не очень понятно. Но, к сожалению, «при скольких градусах кипит вода», у нас, как в советской армии, определяется образовательным уровнем «товарища сержанта», а не законами физики.

Что касается использования пресловутых IT: в одном из предыдущих циклов аттестации это тоже проходили. Каждый аттестуемый должен был иметь страницу в социальной сети и свой сайт. Ну наделали этих сайтов в бесплатной зоне Интернета, а где они сейчас? А нету, исчезли за ненадобностью.

Правда, требование уметь пользоваться соцсетями входит в параметры профессионального стандарта учителя. Когда это касается «образовательных сетей» – вопроса нету: общение с учениками, родителями и прочие производственные нужды. А вот при чем тут обычные соцсети – загадка века. Огромное количество людей вообще не желают в них состоять. У нынешнего президента страны нет странички ни в одной соцсети. Получается, что страной руководить, не тратя время на всякие инстаграммы, можно, а учителем работать нельзя.

Понять, для чего нужна очередная глобальная «заморочка», несложно. Достаточно обратиться к прямой речи до жути откровенной госпожи Третьяк: «Это позволит унифицировать подходы к аттестации педагогов и получить данные для наших институтов повышения квалификации, например, каких знаний не хватает учителям, выяснить проблемы обучения в педагогических вузах, понять, касается какая-то проблема целого региона или конкретной школы».

Оказывается, все это нужно для получения новых дополнительных данных, на основании которых институты повышения квалификации (развития образования) выяснят некие проблемы.

Ну не хватает нынешних бесконечных мониторингов!

Вообще если проанализировать их данные, а также результаты проверочных работ разного уровня да провести анализ выполнения различных частей ЕГЭ и ОГЭ, а также изучить анкеты учителей (их заполняют во время повышения квалификации), то легко выделить и проблемы, с которыми сталкиваются школьники, и темы, которые необходимо с учителями проработать. А потом включить все это в программу повышения квалификации – хоть на региональном, хоть на федеральном уровне. И совершенно не надо впутывать не только правительство – не требуется даже усилий министерства. Ибо входит все это в обязанности тех самых структур, которые отвечают за повышение квалификации.

Но они, структуры, этого не делают. Потому что сильно заняты: создают свои «научные школы», проводят различные конференции, защищают диссертации, т. е. живут своей интересной личной жизнью. А министерство наше, вместо того чтобы надавать пинков данным структурам, делает очередную попытку поизгаляться над учителями.

Даже если госпожа Третьяк слегка попутала «опробование» с «апробацией», это не делает заявленный ею сюжет менее интересным. Во всей этой истории меня восхищает точность ее оговорки. Вспоминается апокриф про императрицу Екатерину II, которая, прежде чем назначить себе нового фаворита, отправляла его для «апробации» к самой страшной фрейлине. Не факт, что после всех этих «апробаций», которым в очередной раз подвергают учителей, система образования, что называется, «будет крепчать».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (5736) от 05.07.2016.


Комментарии