Космический сентябрь. Чего петербуржцам ждать в ночном небе осенью

Предстоящий сентябрь не обещает легкой жизни астрономам-любителям. Какие-то планеты расположатся слишком низко над горизонтом, а какие-то и вовсе будут не видны.

Космический сентябрь. Чего петербуржцам ждать в ночном небе осенью | ФОТО Vadim Sadovski/shutterstock

ФОТО Vadim Sadovski/shutterstock

Особенно жаль Венеру. И без того самая яркая планета, 21 сентября она должна была продемонстрировать наибольший блеск. Но увы. Хотя на небосводе Венера находится достаточно далеко от Солнца, под горизонт они будут уходить синхронно.

Во вторую половину месяца не будет виден Меркурий, поскольку 21 сентября произойдет его верхнее соединение с Солнцем. Так что все наблюдения придется сосредоточить в первой половине, благо в этот период он еще будет высоко в небе. Утром 6 сентября Меркурий стоит поискать в градусе от звезды Регул, главной звезды созвездия Льва. А спустя два дня, вечером 8 сентября, планету накануне новолуния покроет Луна. Правда, наблюдать это явление смогут только жители северной и центральной части Сибири.

Еще несколько планет — из тех, что появляются в первой половине ночи, — также «обосновались» очень низко над горизонтом: Юпитер в созвездии Весов, Сатурн в Стрельце и Марс в Козероге. Первым после светила заходит Юпитер и последним, в районе полуночи, — Марс.

6 сентября Сатурн будет находиться в стоянии и после выписывания на небе петли снова вернется к прямому движению. Вечером 13 сентября тонкий серп растущей Луны будет двигаться вблизи Юпитера. 17 сентября Луна пройдет недалеко от Сатурна, а 19 сентября подойдет к Марсу.

Практически всю ночь высоко в небе виден Нептун в созвездии Водолея, поскольку 7 сентября он будет находиться в противостоянии с Солнцем. Вскоре после захода светила на небе в созвездии Овна появится и Уран. 23 сентября яркая Луна помешает наблюдениям Нептуна, а 26 сентября, спустя сутки после полнолуния, ее можно будет обнаружить недалеко от Урана.

Утром 3 сентября Луна начнет закрывать звездочки скопления Гиады. Находясь в фазе последней четверти, Луна пройдет всего в 7 минутах дуги от главной звезды созвездия Тельца — Альдебарана. 30 сентября Луна снова вернется к этому скоплению.

23 сентября в 4 часа 54,1 минуты нас ждет встреча с астрономической осенью — произойдет осеннее равноденствие. Солнце уйдет в южное полушарие, и на целых полгода ночь станет длиннее дня, что наверняка обрадует наблюдателей.

Впрочем, унылую сентябрьскую картину несколько скрасит для них комета 21P/Джакобини — Циннера. 11 сентября, спустя сутки после прохождения перигелия, она пройдет на минимальном — 60 млн км — расстоянии от Земли. В этот момент комета достигнет наибольшего блеска, уровня 6 — 7-й звездной величины, то есть ее видимость будет находиться на пределе возможностей человеческого глаза. Но, поскольку мы, петербуржцы, живем в не идеальных для астрономических наблюдений условиях, увидеть хвостатую гостью сможем только с помощью оптики. В принципе достаточно будет и хорошего бинокля. В этот день комета будет сверкать в созвездии Возничего, недалеко от одной из самых ярких звезд северного полушария — Капеллы.

Комета Джакобини — Циннера является короткопериодической кометой с периодом обращения 6,6 года. Открыта в 1900 г. Мишелем Джакобини и переоткрыта в 1913 г. Эрнстом Циннером. Диаметр ее ядра оценивается в 2 км, а сама она считается прародителем метеорного потока Дракониды. В 1946 и 1959 годах у кометы наблюдались небольшие вспышки, может, и в этом году кому-то повезет увидеть что-то подобное.

Хорошего вам настроения и удачных наблюдений!

#космос #астрономия #наука #звезды

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (6258) от 30.08.2018 под заголовком «Встретим осень с кометой».