Эврика! Новости науки: 10 мая 2025

Эврика! Новости науки: 10 мая 2025 | ФОТО нейросеть Шедеврум

ФОТО нейросеть Шедеврум

Высокоплотное для высокоточного

Исследователи из России, Египта и Саудовской Аравии разработали новый тип высокоплотного оптического стекла. Это поможет улучшить свойства высокоточных линз, а еще даст возможность создавать новые типы инфракрасных детекторов, говорят в Московском физико-техническом институте.

Внутри матрицы стекла ученые заменили оксид кадмия на оксид висмута, это увеличило плотность стекла и одновременно позволило повысить способность материала поглощать свет в ближнем инфракрасном диапазоне. Кроме того, увеличился показатель преломления, что делает материал более способным к фокусировке света и управлению его распространением внутри стекла.

Как отмечают ученые, это открывает новые возможности в области связи и фотонных сенсоров, где важную роль играет точный контроль взаимодействия материала со светом.

Кроме того, тесты показали, что новое оптическое стекло обладает исключительной структурной стабильностью, что делает его идеальным кандидатом для использования в сложных условиях эксплуатации.

Декан, ундекан и додекан

Эти крупные молекулы нашел на Марсе марсоход «Кьюриосити».

Науке, как говорится, неизвестно не только, есть ли жизнь на Марсе, но и была ли. Работающие сейчас марсоходы «Кьюриосити» и «Персеверанс» ищут в породах следы: во‑первых, минералов, которые могли образоваться в присутствии жидкой воды; во‑вторых, органических молекул, которые могут быть биосигнатурами — то есть проявлениями последствий любой жизнедеятельности.

Вот «Кьюриосити» набурил несколько образцов в регионе «Залив Йеллоунайф» на дне кратера Гейл — там в древности могло быть озеро. На борту марсохода есть специальный прибор, с его помощью образцы были подвергнуты высокотемпературному пиролизу, выделились газы — и в них обнаружилось несколько органических веществ: молекулы декана (C10H22), ундекана (C11H24) и додекана (C12H26). На сегодня это самые крупные органические соединения, найденные на Красной планете.

Чтобы установить природу молекул, планетологи во главе с Каролин Фрейссине из Французского национального центра научных исследований провели лабораторные эксперименты. В общем, природа может быть абиотическая. То есть не связанная с жизнью. Но на Земле такое получается именно в процессе биохимии. Так что не теряем надежды.

Между Сиреной и Харибдой

Палеонтологи из столичного педагогического университета в Пекине обнаружили осу возрастом 99 млн лет, у которой был собственный «капкан».

Нашли осу (вообще их было несколько, 4,25 – 7,48 мм в длину) в бирманском янтаре. Такие осы относятся к паразитоидным: они откладывают яйца в тела насекомых и других беспозвоночных, а развивающиеся личинки закусывают туловищем хозяина.

В целом древняя оса похожа на современных представителей надсемейства Chrysidoidea, но брюшко у нее очень странное: на конце есть выдвинутая назад структура в форме весла, на заднем краю которой — около десяти длинных и тонких волосков, а на внутренней поверхности — множество толстых щетинок. Все это образует три вложенные друг в друга горизонтальные створки. Похоже на ловчий лист венериной мухоловки, но мухоловка — растение, а у современных насекомых ничего подобного нет.

Возможно, странный орган действовал как капкан. Но если той же венериной мухоловке не приходится нежничать с жертвой (это просто еда), то осе-паразиту требуется некоторая деликатность. Вероятно, с помощью такого причудливого инструмента она хватала насекомых и удерживала, пока вводила в их тела собственные яйца. Затем отпускала, из отложенных яиц вылуплялись личинки, ну а дальше хозяину не позавидуешь.

Поскольку у ос из бирманского янтаря ножки коротковаты, глаза маловаты, а ловчий аппарат располагался на заднем конце тела, можно предположить, что за жертвой они не гонялись. Скорее, поджидали, раскрыв «капкан», и захлопывали его, когда добыча касалась чувствительных волосков.

Назвали древнюю осу Sirenobethylus charybdis, помянув тем самым и античных мифических сирен, завлекающих моряков, и чудище Харибду, затягивающую и извергавшую морскую воду.

У, змея подколодная!

Американские ученые разработали антидот от ядов 19 самых опасных змей мира.

Статистика гибели от укусов змей несопоставима со статистикой ДТП и прочего, но все же: каждый год от укусов ядовитых змей (а таких видов примерно 600) гибнут 100 тысяч человек. Еще 300 тысяч становятся инвалидами. Противоядия есть — но, как правило, они воздействуют на яд только одного или нескольких видов змей. Собственно, укушенному может быть вполне достаточно антидота от одной конкретной змеи — катастрофа, если у врача нет именно этого противоядия.

И тут американским биохимикам повезло. Потому как живет такой парень Тим Фрид. Он эксперт в области биологии змей, и работенка у него что надо: за последние 18 лет Тим пережил сотни укусов змей. Будучи укушенным в первый раз, загремел, как положено, в реанимацию. А потом его иммунитет начал удивительным образом вырабатывать антитела, способные нейтрализовать нейротоксины большого числа змей из семейства аспидов (в этой компании и кобры, и другие опаснейшие пресмыкающиеся).

Ученые подумали: а что если извлечь из организма Фрида несколько антител и сотворить из этого букета универсальный антидот от яда змей? Подготовили образцы яда самых опасных змей мира и проследили за их взаимодействиями с молекулами, извлеченными из крови Тима Фрида. Проверили на мышах: оказалось, комбинация из определенного лекарства и всего двух «фридовых» антител (их назвали LNX-D09 и SNX-B03) способна подавлять яды всех 19 опаснейших (по оценке ВОЗ) змей из семейства аспидов.

Тим продолжал рутинно подвергаться укусам, а кроме того, «перенес огромное число инъекций все более значимых доз змеиного яда, каждой из которых хватило бы для того, чтобы убить лошадь», с восторгом рассказывают ученые.

В ближайшее время планируют проверить антидот в сотрудничестве с австралийскими ветклиниками: туда часто попадают собаки после укусов змей. Успешное завершение этих опытов откроет дорогу для клинических испытаний с участием добровольцев.

Грибы отходят

Больше 400 видов грибов оказались под угрозой вымирания, констатировал Международный союз охраны природы.

На планете существует от 2 до 4 млн видов грибов. Разброс, который дают микологи, неудивителен: описано‑то всего около 150 тысяч.

У грибов забот полон рот: они разлагают мертвую органику, помогают деревьям и другим растениям получать воду и минеральные вещества, регулируют численность беспозвоночных. Но, несмотря на такую важную роль, грибы привлекают куда меньше внимания природоохранителей, чем растения и зверушки.

Тем не менее Международный союз охраны природы в очередной раз обновил свои списки, в том числе «грибные» — и природоохранные статусы получили 482 вида грибов, а общая численность «неблагополучных» их видов приблизилась к 1300.

Большинство, правда, еще далеко не на грани вымирания, но у 411 статусы «уязвимых», «вымирающих» и «находящихся на грани полного исчезновения». Причина бедственного положения — потеря местообитаний из‑за расширения сельхоз­угодий и городской застройки, чрезмерное использование удобрений и загрязнение почв, вырубка лесов ради древесины, природные пожары из‑за антропогенных изменений климата.

Из тех, что растут на территории России, упомянуты, например, гигроцибе промежуточная (Hygrocybe intermedia) — род мухоморов и съедобная рядовка исполинская (Tricholoma colossus).

По материалам ТАСС, «N+1» 


#наука #открытие #новости

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (7903) от 07.05.2025.


Комментарии