Золотой калач. Как бывший крепостной основал знаменитую династию булочников

«Филиппов - не из мелочей, - царю он стряпал торты. Жирел с продажи калачей - и сам калач был тертый». Так Владимир Маяковский начинал свою «Грустную повесть...» о знаменитой династии булочников Филипповых. Ее родоначальником стал бывший крепостной села Кобелево Тарусского уезда Калужской губернии Максим Филиппов.

Золотой калач. Как бывший крепостной основал знаменитую династию булочников | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Он пришел в Москву в 1806 году и пристроился разносчиком калачей на рынке. Несмотря на то что в пламени московского пожара 1812 года сгорели его документы на право устройства пекарни, начинающий предприниматель вскоре открыл собственное заведение, где стал печь калачи и пироги с начинкой. Его сын Иван Максимович Филиппов продолжил дело отца, создав фирму «Филиппов Иван наследники», которая объединяла уже три хлебопекарни.

Широко известна легенда о том, как Иван Филиппов «изобрел» знаменитые булочки с изюмом, дабы обмануть московского генерал-губернатора Закревского, обнаружившего в одной из булок запеченного таракана. Как бы то ни было, но слава Ивана Филиппова вскоре докатилась до Петербурга.

С 1855 года он являлся поставщиком двора его императорского величества, а в 1867 году стал купцом 2-й гильдии. Как писал В. Гиляровский, в народе ходила молва о том, что свои калачи Филиппов в особо закрытых липовых коробах «с пылу, с жару, укрытые под особыми пуховичками, важивал прямо в Зимний дворец к царскому кофию».

Однако, как показывают документы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), в столице дела у Филиппова шли непросто. Когда он в 1864 году открыл первую пекарню в столице, на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (ныне - ул. Рубинштейна), 45/2, выяснилось, что невская вода для филипповских булок не подходит. Поэтому ее возили в столицу из Мытищ в дубовых кадках поездами Николаевской железной дороги.

А попытка «крестьянина Филиппова», как он записан в архивных документах, открыть в 1872 году еще одну пекарню на Садовой ул., 117, натолкнулась на противодействие петербургского обер-полицеймейстера Ф. Ф. Трепова. Он усмотрел, что предприятие находится в неудовлетворительном состоянии, поскольку располагалось «в подвальном этаже каменного дома, ниже линии наводнения 1824 года, пол находится ниже тротуара». Лишь после положительного заключения Строительного отделения Петербургского губернского правления Трепов разрешил открыть пекарню «с обязательным устранением недостатков».

Внук основателя семейной фирмы, Дмитрий Иванович Филиппов, став главой фирмы в 1881 году, активно осваивал петербургский рынок. В конце 1882 года он получил «билет» на право устройства торгово-промышленных заведений, и его булочные начали расти в Петербурге как грибы. Все они отличались великолепной отделкой из деревянных панелей, обилием зеркал, хрусталя и бронзы.

От своего отца Д. И. Филиппов унаследовал в столице три заведения на Невском. Вскоре к ним добавились булочные с кофейнями в центре города: на углу Садовой улицы с Вознесенским и Большой Подьяческой, Гороховой и набережной Екатерининского канала, Суворовского и 6-й Рождественской. Затем предприимчивый булочник начал осваивать Петроградскую сторону. Два его предприятия появились на Большом проспекте, одно - на углу Ружейной и Кронверкской улиц. Наконец, еще одна булочная была открыта на углу Забалканского (ныне Московского) проспекта и 2-й Роты (ныне 2-й Красноармейской ул.).

Символом филипповских булочных стал особый знак, о котором вспоминала Екатерина Андреева, жена поэта Константина Бальмонта: «Над входной дверью огромный золотой калач. Он качается на ветру. Особенно любили мы заходить в среднее отделение, там продаются булки, калачи и пряники. Очень весело протолкаться до прилавка, где возвышаются чуть не до потолка горы баранок, башни из сухарей...».

Реклама становилась все более заманчивой: «Придворный поставщик Д. И. Филиппов. Принимаются заказы для свадеб, балов и вечеров на мороженое, пломбир, крем, желе, парфе, от 2 р. 50 к. и дороже. Питье: аршад, лимонад, клюквенное, черносмородиновое, вишневое. 1 ведро - 3 р., 1/4 ведра - 1 р.». Филиппов начал выпускать конфеты: «Фавн», «Спящая Царевна», «Царь Салтан».

События первой русской революции подорвали спокойствие фирмы. Прокатилась волна забастовок, и, несмотря на уступки Д. И. Филиппова рабочим, дела пошатнулись, предприятие задолжало кредиторам около трех миллионов рублей. Чтобы спасти семейное дело, Филиппов объявил себя банкротом. Решением Московского коммерческого суда управление делами было передано администрации, в которую входили служащие фирмы и представители кредиторов.

После смерти в 1908 году Дмитрия Филиппова дело продолжили три его сына - Николай, Дмитрий и Борис, причем главой фирмы стал неродной сын Филиппова Николай. «Октябрь подшиб торговый дом», как писал Владимир Маяковский, в результате чего Николай Филиппов эмигрировал в Бразилию.

За месяц до Октябрьской революции, 20 сентября (3 октября) 1917 года, администрация по делам фирмы Д. И. Филиппова заключила договор с Петроградской центральной продовольственной управой, которой передавались в аренду все его бывшие предприятия. Как оговаривалось, до конца Первой мировой войны. Последовавшие вслед за этим революционные потрясения привели к задержкам поставок муки и дров, в результате чего к ноябрю 1917 года булочные Филиппова практически прекратили работу.

После революции бывшая филипповская фирма была национализирована, однако во время нэпа возродилась. В 1922 году она значилась в документах как «Промысловое кооперативное товарищество «Филипповские работники». Ему принадлежали две булочные: на углу Садовой и Вознесенского и на углу Большого проспекта Петроградской стороны и Бармалеевой улицы. Название «филипповские булочные» еще долго жило среди старожилов, хотя это были уже самые обычные торговые заведения, где просто торговали хлебом.

#история России #пекарня #гастрономия #булочники Филипповы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (6479) от 12.07.2019 под заголовком «Золотой калач».


Комментарии