«Золотой голос». Как Елизавета Петренко помогла раскрыться таланту Стравинского

22 января 1908 года Придворный оркестр впервые публично исполнил « Симфонию №  1 для большого оркестра » и сюиту « Фавн и пастушка » Игоря Стравинского. Произошло это в зале Дворянского собрания ( ныне Большой зал Филармонии ). В программе значилось : « При благосклонном участии артистки Императорских Театров Е. Ф. Петренко ».

«Золотой голос». Как Елизавета Петренко помогла раскрыться таланту Стравинского | Актриса Императорских театров Елизавета Петренко,  1910-е гг. / ФОТО из архива автора. Публикуется впервые.

Актриса Императорских театров Елизавета Петренко, 1910-е гг. / ФОТО из архива автора. Публикуется впервые.

Имя Игоря Стравинского ныне известно очень широко, а вот об артистке оперной труппы Императорских театров Елизавете Петренко нынче знают, пожалуй, лишь музыковеды (мы упоминали о ней в публикации «Последняя любовь Короля смеха» от 3 июня 2016 г.). А ведь в ту пору ее слава была колоссальной, ее «золотым голосом» восхищались не только в Петербурге, но и в Европе, где она в 1907 году выступала в парижских «Исторических русских концертах».

Что же касается начинающего композитора Игоря Стравинского, то в программе концерта Придворного оркестра кратко сообщалось: «Родился в 1882 году в Ораниенбауме. Занимался теорией композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Симфония написана в 1906 году. Сюита «Фавн и пастушка» (на текст Пушкина), для меццо-сопрано и оркестра. Сюита написана в 1907 году».

Стоит напомнить, что 23‑летний Игорь Стравинский в 1906 году прослушал полный курс лекций юридического факультета Петербургского университета, но не стал готовиться к защите диплома, а все время посвятил сочинению музыки, обучаясь частным образом у Римского-Корсакова. И это выступление в Дворянском собрании служило ­своеобразной «дипломной работой».

Закрытое исполнение «Фавна и пастушки» состоялось почти за год до публичного концерта — 14 апреля 1907 года. О чем «Петербургский листок» сообщал: «…это первое вокально-инструментальное произведение молодого композитора, в общем, производит хорошее впечатление и говорит в пользу ­несомненной талантливости г-на Стравинского. Кружок музыкантов, присутствовавший на исполнении, отнесся с большой симпатией к его автору, пожавшему таким образом первые художественные лавры на трудном поприще, на котором г-н Стравинский имеет, по‑видимому, будущность».

Блестящее исполнение Елизаветой Федоровной трех ролей в сюите — Пастушки, Фавна и Реки — настолько вдохновило молодого композитора, что в июле 1907 года он посвятил Петренко романс. ­Вместе с «Пасторалью (песенкой без слов)» он был впервые исполнен ­27 ­декабря 1907 года в Петербургской музыкальной школе.

Исполненные Петренко первые сочинения Игоря Стравинского заслужили в петербургской прессе 1908 года около двух десятков критических отзывов. «Автор с удивительным для его лет совершенством овладел сложными формами симфонической музыки», — отмечалось в «Обозрении театров». «Еще не исчез в музыкальных кругах предрассудок, согласно которому каждый начинающий композитор должен непременно обмолвиться симфонией. Молодые авторы стараются изо всех сил заявить себя в этом жанре независимо от того, имеют ли к нему способности или нет… К ­счастью, ничего подобного не заметно у нового автора: он высказывает свои мысли свободно и оригинально», — указывалось в «Санкт-Петербургских ведомостях».

Сам Игорь Стравинский любил вспоминать, как в 1910 году в выставочном помещении журнала «Аполлон» Елизавета Петренко выступала на музыкальном вечере под его аккомпанемент. Подтверждение этим воспоминаниям мне удалось найти в публикациях «Аполлона», где говорилось, что Петренко заняла «первое место в соревновании трех выступающих здесь молодых певиц, очаровательно спев красивые песни И. Стравинского на слова С. Городецкого («Весна» и «Росянка»)».

Талантливого композитора заметил и Сергей Дягилев, предложив Стравинскому создать оперу для заграничных «Русских сезонов». ­Премьера первой оперы «Соловей» состоялась в Париже в мае 1914 года на сцене Театра Елисейских Полей, а спустя месяц — в Лондоне. Елизавета Петренко исполняла партию Смерти в удивительном костюме, созданном по эскизам А. Н. Бенуа.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #музыка #композитор #артисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7093) от 21.01.2022 под заголовком «При благосклонном участии».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».