Зодчий и староста. Как Трезини вошел в историю Петербурга

Всем, кто интересуется историей петровского Петербурга, имя первого архитектора нашего города Доминико Андреа Трезини хорошо известно. Пять лет назад на Васильевском острове даже появился памятник в его честь. Кстати, во всех документах, которые Трезини подписывал сам, его имя указывалось с буквой «и» - Доминико, а не Доменико, как долгое время было принято в отечественной исторической литературе.

Зодчий и староста. Как Трезини вошел в историю Петербурга | Фото: Pixabay / Georg11

Фото: Pixabay / Georg11

Выходец из селения Астано италоязычного швейцарского кантона Тичино (Тессин), славившегося своими строителями и инженерами, Трезини в 1703 году был нанят на русскую службу. Помогли старания русского посланника при датском дворе Андрея Петровича Измайлова. Уже в начале 1704 года Трезини прибыл на берега Невы, став тем самым одним из первых жителей будущей столицы. Следующие 30 лет его жизни вплоть до кончины были тесно связаны с Петербургом.

Под его руководством был возведен форт «Кроншлот» и перестроена в кирпиче Петропавловская крепость, по его проекту построили Петропавловский собор, он создал проекты здания Двенадцати коллегий, комплекса Александро-Невской лавры, Летнего дворца Петра I, типовых городских домов. Однако гораздо менее известна его активная общественная деятельность: все время, что он жил в Петербурге, Доминико Трезини выполнял почетную и очень ответственную роль старосты католической общины.

Католики поселились в городе с первых лет его существования: это были его строители, рабочие, а также военные и военно-морские офицеры, прибывшие из разных уголков Европы. Если в 1709 году в городе проживали не менее 70 католиков, то в 1728 году их было около двух тысяч.

При этом внутри общины сформировались группы прихожан, объединенных в первую очередь по языковому признаку: как они сами себя называли в различных челобитных и прошениях, - «нации» немцев, французов, итальянцев и поляков. Членами общины были скульптор Карло Бартоломео Растрелли, архитекторы Бартоломео Франческо Растрелли, Франческо Фонтана, Николо Микетти, Гаэтано Кьявери, Жан-Батист Леблон, живописец Луи Каравак, герой Гангутского сражения вице-адмирал Матия Змаевич и многие другие.

В Петербурге Трезини обеспечил как минимум три помещения для богослужений католиков и проживания католических миссионеров. В 1705 году архитектор построил двор на Петербургской стороне, где им была организована первая публичная католическая молельня, о которой сообщается в челобитной на имя Петра I: «Архитектор Трезин построил двор на санкт питербурхском острову своим коштом (за свой счет. - Ред.) в котором дворе отправлялась всякая служба церковная по нашему закону до 710 году».

В 1710 году он организовал строительство первой католической церкви Св. Петра в Греческой слободе: «своим коштом» он перенес молельный дом с Петербургской стороны на Адмиралтейскую сторону, расширил здание, пристроив к нему алтарную часть и два помещения для проживания католических священников.

Церковь находилась в границах современных Миллионной улицы, Аптекарского и Мошкова переулков и набережной реки Мойки. Долгое время считалось, что она была освящена в честь св. Екатерины Александрийской, однако автору этих строк удалось доказать, что первый храм носил имя Св. Петра. Именно в нем в 1710 году был крещен сын архитектора Пьетро Трезини, крестным которого стал Петр I. Это был высочайший знак внимания со стороны самодержца.

В 1720-х годах зодчий принял участие в организации капеллы во Французской слободе (она находилась в границах современных 2-й и 3-й линий Васильевского острова): в 1721 году для улучшения условий проживания духовенства он расширил капеллу, пристроив к ней дополнительную комнату и кухню.

Известно, что архитектор уважительно относился к рабочим, хлопотал о том, чтобы им вовремя платили жалованье. Он организовал строительство православной церкви в дарованной ему в 1730 году Анной Иоанновной Зарецкой мызе Копорского уезда. В прошении в Синод он указал: «Без церкви и без священника многие младенцы без крещения, а в возрасте без исповедания умирают».

В мызу входили деревни Зарецкая, Глуминцы, Заполицы (Заполье), Озеры (Озертицы) и сельцо Морозово. Усадьба находилась неподалеку от деревни Заречье - сожженной оккупантами в годы Великой Отечественной войны деревни Большое Заречье Волосовского района Ленинградской области.

Активная общественная позиция архитектора во многом связана с его происхождением: будучи представителем кантона Тичино, он был носителем традиции общинной жизни, для которой характерны гражданственность, солидарность и религиозное участие. И в рамках петербургской римско-католической общины Доминико Трезини воссоздавал понятные для него формы общественной жизни и культурные модели, создавая тем самым в России так называемое параллельное сообщество. Оно позволяло ему и всем петербургским католикам легче встраиваться в новую для них социокультурную среду молодой столицы.

#архитектор #история города

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (6573) от 22.11.2019 под заголовком «Зодчий и староста».


Комментарии