Знаменитые выпускники школы №138. Профессор Н. М. Аничков

Знаменитые выпускники школы №138. Профессор Н. М. Аничков | Фото из работы автора

Фото из работы автора

XI региональная олимпиада по краеведению школьников Санкт-Петербурга

«Санкт-Петербургские ведомости» публикуют самые лучшие работы участников олимпиады за 2022 год (в сокращенном виде).

Для 9–11 классов региональная олимпиада является восприемницей ежегодных городских историко-краеведческих чтений школьников Санкт-Петербурга, которые проводились ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» при поддержке СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, Союза краеведов Санкт-Петербурга и профильных общественных организаций с 1991 года.

Для 8–9 классов региональная олимпиада является восприемницей конкурса «Олимпиадный марафон», который проводился с 2007 года СПб АППО при поддержке фонда Д. С. Лихачева, Союза краеведов Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб ГУ, Российской Правовой академии Министерства юстиции (Северо-Западный филиал).

Выполнил работу: Белей Кирилл (ГБОУ СОШ №138 имени Святого благоверного Великого князя Александра Невского).

Знаменитые выпускники школы №138. Профессор Н. М. Аничков



Введение

Пожалуй, самый трудный выбор в жизни человека – это выбор жизненного пути. Повезло тем, кто с самого детства знает, кем хочет стать. Это не про меня. Я люблю спорт, но мне также интересна наука, физика особенно. Гуманитарные предметы очень люблю. Как определиться с профессией, на чем остановить свой выбор? Однажды, в разговоре с руководителем нашего школьного Музея я поделился своими размышлениями о выборе профессии. Тогда Елена Алексеевна рассказала мне об удивительном человеке. Это выпускник нашей школы, ныне здравствующий Член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ, профессор Николай Мильевич Аничков. Из рассказа Елены Алексеевны я узнал, что профессор Аничков - человек с самым широким кругозором и удивительной судьбой. Удивительна судьба его рода. По имени их предка полковника петровского времени М. О. Аничкова называются знаменитый мост и дворец в Петербурге. Очень многие представители его рода оставили заметный след в отечественной истории. Среди его предков были и военные, и дипломаты, и градоначальники. Начиная с XIX века, в роду Аничковых возникает устойчивая династия ученых-медиков. Так родилась идея создания исследовательской работы.

Глава 1. Семья

Происхождение и история рода

В течение последних трех столетий род Аничковых тесно связан с Санкт-Петербургом. Несколько городских объектов носят имя этого рода.

Род известен с XVIв. По легенде ведет свое начало от царевича Берке – сына золотоордынского хана. Поступил на службу к Ивану Калите, принял крещение с именем Аникий. В XVI-XVII вв. среди Аничковых было немало стольников, думных дворян, среди которых были воеводы крупных городов (Курск, Яролавль, Уфа и др.). Были в роду и основатели городов (в XVIIв. О.Г.Аничков основал город Кузнецк, ныне Новокузнецк), и послы (Ф.М.Аничков служил послом в Швеции).

В начале XVIII века через реку Фонтанку был построен первый деревянный мост батальоном рабочей команды, которым командовал капитан, а затем подполковник М.О.Аничков. Впоследствии название моста перешло на императорский дворец, возведенный в 1741-1753гг. Батальон размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой». Впоследствии М.О.Аничков достиг чина полковника и владел участком, где сейчас находится Александринский театр. Оттуда к Садовой ул. проходил Аничков переулок (ныне пер. Крылова).

На протяжении своей истории род Аничковых дал нашей стране немало видных ученых военных, творческих личностей. Так к заметным мыслителям екатерининского времени принадлежал профессор математики Аничков, Дмитрий Сергеевич (1733—1788). К видным деятелям военного ведомства принадлежит другой представитель рода Аничков Виктор Михайлович (1830—1877), выпускник Николаевской академии Генерального штаба, в XIX веке стал генерал-майором и профессором этой академии.

В настоящее время в Петербурге живут около 40 представителей рода Аничковых. Среди них и наш герой, член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ, профессор Аничков Николай Мильевич. Также, заместитель директора Института мозга РАН, лауреат Государственной премии РФ, доктор медицинских наук Аничков Андрей Дмитриевич; петербургская художница — член СХ РФ, организатор и вице-президент РОО «Общество Старый Петербург» Аничкова Надежда Юрьевна и другие представители рода.

К сожалению, в рамках данной работы не планировалось полно и обстоятельно рассказывать о каждом известном представителе рода – это тема другого исследования. Однако, считаю необходимым рассказать о тех членах фамилии, которые являются прямыми предками нашего героя.

Прежде предоставим слово самому Николаю Мильевичу. Вот как он отзывается о своих предках в одном из интервью корреспонденту научного журнала:

« - Николай Мильевич, скажите, пожалуйста, тяжело ли носить фамилию Ани́чков во врачебном мире? Тем более выбрав путь патологоанатома?

- Начну с того, что обо всех Ани́чковых можно узнать из Википедии и других энциклопедий Интернета. Мне трудно сказать, какие были «фамильные» ощущения у прадеда (1844-1916) и моего полного тёзки. То, что он относился к старинному дворянскому роду, не приносило ни трудностей, ни каких-либо выгод – тогда было немало таких представителей. Он совершил большой и нелёгкий трудовой путь, достиг чина действительного тайного советника, пройдя ступени от учителя гимназии до заместителя министра народного просвещения, сенатора и члена Государственного совета. Несмотря на такую «классовую наследственность», в дальнейшем ни моему деду, ни отцу не было «тяжело носить фамилию Ани́чков» ни в политическом, ни в профессиональном отношении. Дед и отец, так же, как и прадед, начинали свой жизненный и служебный рост с простых позиций, как и все, и добились многого исключительно за счет своего трудолюбия, способностей и упорства. Ни проблем, ни преференций фамилия им не создавала. Примерно то же относится и ко мне. Как мой дед, так и отец, а потом и я выбирали специальность исключительно по интересу. Никаких внешних давлений или влияний не было».

Аничков Николай Милиевич (прадед) (14 фев./26 фев. 1844, Тамбов — 10 июн./22 июн. 1916, Петроград) — действительный тайный советник, сенатор, член Государственного Совета, товарищ министра народного просвещения.
Аничков Николай Николаевич (дедушка) (22 окт./3 нояб. 1885, Санкт-Петербург — 7 дек. 1964, Ленинград) — выдающийся патолог, автор одного из десяти величайших открытий в медицине — «холестериновой теории» атеросклероза, академик АН и АМН СССР, создатель крупнейшей научной школы патологов (30 профессоров и 11 академиков), автор более 260 трудов, член 9 зарубежных академий и королевских научных обществ, депутат Верховных Советов РСФСР и СССР, кавалер 3 орденов Ленина и др. орденов и медалей, лауреат Сталинской премии (1942), генерал-лейтенант медицинской службы (1943). Его биография включена практически во все крупные энциклопедии и крупные словари РФ и многих других стран. Единственный оставшийся в живых сын Н. М. Аничкова. «Пожалуй, в наибольшей степени он был все же исследователем-экспериментатором. В течение 44 лет Николай Николаевич Ани́чков возглавлял Отдел патологической анатомии в Институте экспериментальной медицины АМН СССР. Но надо иметь в виду и то, что он в первые годы Советской власти работал по совместительству врачом-прозектором в Военно-медицинской академии (ВМА), больнице «Общины Святой Евгении» и лепрозории «Крутые Ручьи». Да и потом, руководство кафедрой патологической анатомии в ВМА тоже включало в себя практическую диагностику по секционному, биопсийному и операционному материалу. <…> И с друзьями, и с родственниками, и с домашними Николай Николаевич был, прежде всего, comme il faut – человеком безупречных манер и хорошего тона. Его скромность, сдержанность, порядочность и уважение к людям проявлялись и на службе, и в быту. Для меня дед – эталон человека, джентльмена и ученого».

Старший брат Н.Н.Аничкова Иосиф Николаевич, был талантливым инженером, «на нашей даче в Комарово до сих пор хранится модель паровоза, сделанная его руками». У Н.Н.Аничкова был еще один брат Милий Николаевич, погибший летом 1917 г. Он был юнкером, «был талантливым музыкантом, писал музыку, но партитура пропала позже. Меня назвали в честь деда».

Аничков Милий Николаевич (отец) (29 марта 1920 — 13 января 1991) — советский военный хирург и педагог, организатор медицинской науки и военно-полевой хирургии, доктор медицинских наук (1958), профессор (1959), полковник медицинской службы (1958). «Приказом родителей заставили учиться. Академию (им. Мечникова) эвакуировали в Самарканд (отец уехал) <…> Папа вернулся из Самарканда первым, рассказывал, что он увидел – что здесь творится. Красивые дома, магазин на ул. Лебедева, в который мы ходили, - все превращено в груду щебня. Он испытал жгучую ненависть. При этом в госпитале при Медицинской академии им. Мечникова было отделение для раненых немцев. Папа вспоминал, что к ним было человеческое отношение».

«В дислоцированной академии состоялся экстренный выпуск врачей, которые получили внеочередное воинское звание капитана медицинской службы и отправились по местам назначений. Милию Николаевичу предстояло пробраться в блокированный Ленинград и поступить в распоряжение главного хирурга Ленинградского фронта, генерал-майора медицинской службы профессора П.А. Куприянова. Попадая под бомбежки и обстрелы, М.Н. Ани́чков то поездом, то на катере по Ладоге, наконец, добрался до Ленинграда. Первое, что его поразило в родном городе - это огромное количество разрушений. Многие уничтоженные до основания здания были закрыты плакатами и щитами, содержавшими призывы к полному истреблению врага. В дальнейшем Милий Николаевич сам неоднократно попадал под артобстрел на улице и видел, как рядом падали убитые ленинградцы. <…> Явившись к П.А. Куприянову в Медицинское управление фронта, располагавшееся в Михайловском замке, где размещался госпиталь, Милий Николаевич получил назначение в СЭГ 1170 и тотчас же приступил к хирургической работе. Он сразу окунулся в напряжённую оперативную деятельность. Вначале ассистировал старшим коллегам, но очень скоро стал оперировать самостоятельно. Госпиталь располагался на территории Александро-Невской Лавры. По местной железной дороге и автотранспортом привозили громадное количество раненых. Например, в дни так называемых синявинских боев всем сменам врачей приходилось работать круглосуточно. В то время Милий Николаевич прошел бесценную школу военно-полевого хирурга. Его учителями стали легендарные мастера своего дела С.С. Юдин, М.Н. Ахутин, П.А. Куприянов, С.И. Банайтис».

Аничкова Зоя Яковлевна мама (род.1920)

Тоже врач. С отцом Милием Николаевичем были одноклассниками, заканчивали вместе школу №7 (№138 с февраля 1941). «У мамы девичья фамилия – Карпова, отец ее Яков Иванович Карпов, карел по национальности, знал финский язык, часто бывал в Хельсинки в качестве коммивояжера (до революции). Потом работал в магазине тканей, который и сейчас есть на ул. Комсомола («Дом Тканей»). Тогда улица была Симбирская, а магазин назывался «Мануфактура Тименкова-Фролова». Умер в 34 года от инфаркта. Брат отца (т.е. дядя матери) был полковником НКВД, взял семью под свою опеку. Он нам помогал, благодаря ему и пережили первую блокадную зиму».

Детство. Блокада.

«Я родился 02.06.1941. Есть фото, где мы с родителями ровно 22 июня гуляем в 10 утра на углу ул. Михайлова и ул. Комсомола, дом 10. Дом сохранился, мы жили в этом доме на 3 этаже».

После отъезда отца «… мы с мамой тут остались, и нас вывезли только весной 1942 года. Со слов матери, летели два «дугласа» с женщинами и детьми в Казань, налетели «мессеры», один самолет сбили. Второй долетел до Казани. Нас спасли сопровождающие: мальчик 18 лет, пулеметчик, стрелял «неправильными» очередями, дым в салоне от выстрелов стоял такой, что чуть не задохнулись, было очень страшно.

Прибыли в Казань, там были какие-то родственники, как-то устроили нас. Дальше в теплушках добирались до Самарканда. Мама сразу заболела тифом, и я прожил в чужой семье. Заговорил только в 3 года. Первая фраза была: «Это что, очистки?» Потом: «Мама Зоя жива?» <…> Мы вернулись в Ленинград в 1944 году. Первое впечатление – разбомбленный гастроном на ул. Лебедева с пустыми окнами. Второе – памятник Ленину в узком проулочке в мешках (с песком). Третье – длинные очереди в баню».

Глава 2. Школа

«В 1 класс я пошел в 1948 году в 138 школу, потом построили 142 школу, и со 2 до 7 класса я учился там (это связано с раздельным обучением мальчиков и девочек, введенным в 1949 году). Там школа суровая, надо было постоять за себя, поэтому занялся боксом, и это дало результаты. Потом занялся легкой атлетикой (из-за проблем со зрением). Спорт тогда был очень популярен, как мода». В 1954 году Николай Мильевич снова перешел в 138 школу, когда было отменено раздельное обучение. Благодаря его уточнениям, мы теперь знаем, когда было введено раздельное образование (в 1949 году), а когда отменено (в 1954). Закончил школу Николай Мильевич в 1958 году. «В 1958 г. мне немного не хватило до серебряной медали: было три четвёрки в аттестате, а для «серебра» нужна была только одна 4. Поэтому я сдавал в 1-й ЛМИ всю обойму экзаменов».

Школа №138 имени Святого благоверного князя Александра Невского - одна из старейших в городе, основана она была во II-й пол. XIXв. по инициативе трёх купцов 1-й гильдии А.И.Тименкова, В.А.Фролова и М.Н.Солодовникова. Эти люди сложили все свои капиталы в огромную по тем временам сумму 4 миллиона рублей и пожертвовали на благотворительность. Их общую идею воплощал в жизнь Андрей Иванович Тименков. В 1869 году был основан Петербургский Дом Призрения Тименкова-Фролова. Строительство зданий школы, приюта и храма Андрея Юродивого на улице Симбирской было закончено в 1876 году. 1-го ноября Дом Призрения распахнул свои двери «для престарелых и увечных обоего пола лиц из купеческого и мещанского обществ и при оном школу для призрения и воспитания сирот и детей неимущих членов этих обществ». В годы войны, уже 14 июля 1941 года в здании школы (Комсомола, 4) сформирован 1-й армейский госпиталь армии Народного ополчения. С сентября 1941 года – эвакогоспиталь № 925, а с апреля 1943 года – эвакогоспиталь № 1359. Этот адрес очень близок к Финляндскому вокзалу, который работал всю войну, сюда доставляли раненых прямо с фронта. Школа в годы блокады продолжала работать, сменила несколько адресов. После блокады в сентябре 1944 года в стенах исторического здания школы снова зазвучали детские голоса. В историческом здании школа просуществовала до 1962г. Потом переехала в новое типовое здание в новый многонаселённый район в 1964 году по адресу: Полюстровский проспект, д.33, к.3. После переезда школы, здание на ул.Комсомола, 4 окончательно перешло в медицинское ведомство. Сейчас в нем располагается Центр планирования семьи. В 2008 году у нашей школы появился ещё один адрес: ул. Антоновская, д.16. Это здание бывшей школы №531, в котором расположились начальные классы и ОДОД нашей школы. За просветительскую деятельность, сохранение традиций и памяти о великих исторических событиях нашей страны в апреле 2016 г. указом губернатора Санкт-Петербурга школе №138 было присвоено имя Святого благоверного князя Александра Невского. В ноябре 2020 года наша школа отметила свой 145-летний юбилей.

Благодаря Николаю Мильевичу нам удалось восполнить некоторые недостающие факты в истории нашей школы, также он предоставил нам уникальные фотографии из семейного архива, где запечатлена жизнь школы, ученики и учителя. Его свидетельства уникальны.

Школа №7. Учителя и ученики.

Рассматривая старые довоенные фотографии из архива Николая Мильевича, не покидает ощущение, что мы знакомы с ними, что это наши одноклассники. На фотографиях мы видим счастливые лица, безмятежную юность. Вряд ли в те мгновения они подозревали, что это станет когда-то историей. Конечно, зная какие испытания пришлись на их молодость, нам хочется узнать, как сложились их судьбы. Из одноклассников своих родителей Николай Мильевич знал лично несколько человек: «Папин друг-одноклассник Петр Михайлович Граменицкий, учредил институт космической медицины. Павел Васильевич Васильев, генерал-майор медицинской службы. У мамы подруга Елена Георгиевна Редман, латышка, в замужестве Горшкова. Ее муж Евгений Горшков, тоже одноклассник. Оля Власова – лучшая в их классе. Полина Ароновна (фамилию не помню) была репатриирована из Испании. Все собирались у нас.<…> Мы жили на углу улицы Михайлова и улицы Комсомола, дом 10. Дом сохранился. <…> Петр Михайлович садился за рояль играть романсы, и они пели (только дома, в школе этого не происходило).» «Моя мама превосходно играла на фортепьяно. Дома. И среди прочего она всегда исполняла Ф. Шопена (Ноктюрн №2 и «Мелодию любви») и П.И. Чайковского («Июнь-Баркаролу» и «Апрель-Подснежник» из цикла «Времена года»)».

К сожалению, биографические сведения нам удалось отыскать только о Петре Михайловиче Граменицком и немного о Васильеве Павле Васильевиче. Но мы не расстраиваемся. Исследовательская работа в Музее не прекращается. Будет чем заняться тем, кто идет за нами следом.

Нам удалось выяснить, что П.М.Граменицкий происходит из семьи видного ученого-фармаколога Михаила Ивановича Граменицкого из Переяславля-Залесского. С 1925 года Михаил Иванович возглавляет кафедру фармакологии в Ленинградском медицинском институте. Является автором многих учебников по фармакологии. Умер в 1942 году в оккупированной фашистами Вырице. Петр Михайлович Граменицкий после окончания Военно-Медицинской Академии им. С.М.Кирова служил в войсковом звене на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в операциях Калининского и 3-го Украинского фронтов в звании полковник военно-медицинской службы. Награждён орденом Красной Звезды. В мирное время доктор медицины, профессор, врач–физиолог, занимался проблемами космической медицины. Является основателем института Космической медицины. (?) Умер в 1977 году.

О Васильеве Павле Васильевиче удалось узнать, что он видный советский учёный, генерал-майор медицинской службы, заслуженный деятель науки России, лауреат Государственной премии СССР (1978). Также выпускник школы №7 (впоследствии №138).

В семейном архиве Николая Мильевича сохранились несколько довоенных фотографий, на которых запечатлены счастливые Милий, Зоя и их одноклассники (Приложение №8). Одна из них – вырезка из газеты «Ленинградская правда» с фотографией и подписью к ней «Преподаватель физики 7 средней школы Красногвадейского района профессор Н.Ф.Платонов занимается с учениками: Зоей Карповой, Олей Власовой и Мишей Аничковым (в школе Милия звали Мишей, прим.авт.). В 1939 году ребята успешно окончили десятилетку». На фотографии класса 10 октября 1938 года на первом плане мы видим портреты четырех педагогов. К сожалению, их личности нам пока не удалось установить. Мы можем только предполагать, что крайний справа может быть завуч школы, учитель математики Петров Василий Петрович, а с седыми усами и бородой – профессор физики Николай Федорович Платонов, но это только предположения. Нам удалось установить, что в предвоенный период директором школы был Иван Федорович Генрихов, ушедший добровольцем на фронт 23 июня 1941 г. В предвоенной истории школы больше всего «белых пятен» и эта тема еще ждут «своего» исследователя. 22 июня 1941 года судьбы и учеников и учителей школы на «до» и «после» разделит Великая Отечественная война.

Фотография. Двое молодых, почти юных родителей с младенцем на руках. Младенцу нет и трех недель от роду. Они склонились над ним. Солнце освещает счастливые лица. Почему же, глядя на это фото, мурашки бегут по спине, слезы наворачиваются на глаза, а к горлу подступает ком? Все дело в подписи к этой фотографии: «22 июня, 1941 года. Сквер на ул. Михайлова. За два часа до выступления Молотова».

Школа 138 после войны.

Как уже упоминалось выше, в первый класс Николай Мильевич пошел в нашу 138 школу на улице Комсомола, дом 4, а в 1949 году в школах Ленинграда было вновь введено раздельное обучение. Со 2 по 7 класс он обучался в 142 школе. В 1954 вновь вернули смешанное обучение, и Николай Мильевич продолжил обучение в 138 школе. Из первоначального состава первого класса с первого до десятого класса доучились пять человек: Сережа Петряев, Коля Ворогушин, Олег Каширский, Витя Иванов и Коля Аничков. Первой учительницей у них была Александра Васильевна Скородумова. «Мы были все новенькие, и учительский состав тоже».

На фото класса 1958 года, любезно предоставленного нам из личного архива Н.М.Аничкова, запечатлен 10 «А» класс школы №138 города Ленинграда и одиннадцать педагогов. Фамилии подписаны.

Так, благодаря этой фотографии, мы узнали имя еще одного директора нашей школы – Рукавишниковой А.Г. В архивной справке о директорах школы №138 после Н.А.Малининой сразу упоминается Н.Г.Баженов.

Вот как вспоминает школу и педагогов Николай Мильевич: «Учителя 138 школы, которые мне запомнились: Александра Васильевна Скородумова – первая учительница. Александр Алексеевич Воинов – физик, фронтовик. Очень сердечный человек, и строгий в меру. Благодаря ему полюбил физику. Душа! – с ним было очень хорошо. Галина Ивановна – учитель физкультуры. Калерия Александровна Хассо – биология. Елена Борисовна Лубина (в девичестве Петерсон) - классный руководитель. Директор - Надежда Андреевна Малинина. На фотографиях ее нет, так как она не любила фотографироваться. Я сам ее никогда не видел. Когда заканчивал школу, директором была Рукавишникова. <…> Впечатление от школы очень хорошее. Организация замечательная, прекрасная столовая – находилась в подвальчике со сводчатыми потолками. Труд – автодело, у школы был свой грузовик. У нас была кабинетная система. Кабинеты были очень хорошо оборудованы. Часть кабинетов сохранили старинную планировку и наполнение – это кабинеты физики и естествознания. В школе была оранжерея и великолепная коллекция минералов».

Тренер. Учитель.

Еще в 2018 году учитель физкультуры 126-го лицея Файнберг Юрий Викторович случайно в очереди в поликлинике познакомился с женщиной, которая когда-то училась в нашей школе и она сказала ему, что одним из учителей работавших в блокаду в 138 школе, был знаменитый тренер Виктор Ильич Алексеев. Это был просто разговор. Имя женщины Юрий Викторович не запомнил. Опровергнуть, или подтвердить эти сведения тогда нашим музейщикам не удалось. Поэтому один из вопросов, заданных Николаю Мильевичу в интервью был именно о Викторе Ильиче Алексееве. В старших классах Н.М.Аничков серьёзно увлекался спортом, был победителем Всесоюзных соревнований по лёгкой атлетике. Так вот: его тренером был знаменитый Виктор Ильич Алексеев. Тренировки проходили в спортзале и в коридорах школы №138. Виктор Ильич проживал напротив нашей школы, по адресу: улица Комсомола, дом 13. В 1943 году это был один из блокадных адресов нашей школы. В 1990 году на этом здании установлена мемориальная доска, где В.И.Алексеев жил с 1914 по 1975 год. Вполне возможно, что Виктор Алексеевич работал в школе и до войны, и в годы блокады. Мы обязательно это выясним. Но на данный момент является неоспоримым фактом, что Виктор Ильич был тесно связан с нашей школой, тренировал здесь вместе с прославленными спортсменами учеников нашей школы.

Вот что рассказал Николай Мильевич: «Виктор Алексеев – мой тренер, жил напротив школы, женат на финке Хильде Оскаровне, но детей у них не было.

Я познакомился случайно. Должен был заменять заболевшего парня. После забега он меня пригласил, я стал к нему ходить, а с боксом стал «завязывать». Всю мою спортивную жизнь был под сенью этого великого человека. Самородок, очень начитанный, бывал у нас дома. Очень «видел» людей. Я знал всех его учеников. В школе по договоренности использовал зал спортивный и коридоры, вел кружок. Ведущее качество характера – скромность. Второе ведущее качество – эрудиция. Алексеев мог говорить на многие темы, обладал энциклопедическими познаниями во многих областях (химия, литература, история). В общении очень прост. Низкий, плотный, очень сильный. Воспитанники Алексеева (чемпионы):

Галина Зыбина –толкание ядра, сестры Пресс (Тамара –толкание ядра), Анатолий Михайлов (спринтер, 110 м с барьерами), Владимир Трусенев (метание дискА) – олимпийские чемпионы и призеры, все тренировались в нашей школе.

Рассказывал про заграничные поездки уникальные вещи, особенно про Мельбурнские Олимпийские игры. Очень жалел, что не знал языки.

Виктор Алексеев относится к тем педагогам, чья личность повлияла на выбор жизненного пути его питомцев и становления их моральных качеств».

Глава III. Выбор жизненного пути

Знакомясь в процессе работы с такими уникальными фактами, я проникся огромным уважением к своей школе. Слова «традиции», «репутация», «педагог» для меня приобрели теперь новый смысл. Очень много факторов влияет на гармоничное развитие личности, на выбор человеком правильной дороги. Николай Мильевич в итоге не стал связывать свою судьбу со спортом или с физикой, но влияние личностей педагогов на его судьбу, его кругозор, целеустремленность, дипломатичность, интеллигентность невозможно переоценить. Большая часть жизни Николая Мильевича тоже связана с преподавательской деятельностью. Одним из качеств, которые он больше всего ценил в своих родителях и педагогах, является простота в общении. Эти люди, несмотря на свои достижения, награды и «титулы», были очень доступны, с удовольствием общались с молодёжью. Это качество предалось и Николаю Мильевичу. Сам о себе он почти ничего не стал говорить, но мы приведем выдержки из статьи его коллег, посвященной 80-летнему юбилею Николая Мильевича:

«Для нас, многолетних сослуживцев, друзей, коллег и учеников Н.М.Ани́чкова, написать о нем – задача и простая, и сложная. Простая, потому что Николай Мильевич – один из ведущих патоморфологов страны, член-корреспондент РАН, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ, почетный доктор СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Сведения о нем можно почерпнуть из многих сайтов Интернета (Википедия, Известные ученые и др.). А сложность состоит в том, что нелегко описать устоявшимися выражениями человека неординарного, глубокого и разностороннего. <…>

Более 35 лет – с весны 1984 до осени 2019 гг. – Николай Мильевич заведовал кафедрой патологической анатомии вуза, который назывался вначале Ленинградским санитарно-гигиеническим медицинским институтом, затем Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им. И.И. Мечникова, а с 2011 г., после слияния с Медицинской академией последипломного образования – Северо-Западным государственным медицинским университетом им. И.И.Мечникова. <…> Каким же мы видели Н.М. Ани́чкова в качестве заведующего кафедрой? Отметим сразу, что его авторитет в студенческой и врачебной среде был и остаётся чрезвычайно высоким. Лекции Николая Мильевича отличались ценным содержанием, строгой системой, доходчивым изложением и оформлением. Будучи одним из лучших лекторов своего вуза (по анонимным опросам студентов), он всегда находил правильный интонационный ряд, периодически «включая зажигательность», делая мастерские паузы. Его речь на лекции и в общении была удивительно проста, без самолюбования и наукообразия. Её можно назвать эталонной и даже красивой речью русского интеллигента. Нередко он, с весёлым мерцанием в глазах, становился совершенно обаятельным как на трибуне лектора, так и при личных встречах. Фотографии не передают его обаяния и живости. В 1985—1987 годах, когда он работал деканом лечебного факультета своего вуза, студенты величали его популярным у них прозвищем «папа», которым они наделяли любимых деканов. С самого начала своего руководства кафедрой Николай Мильевич следовал традициям и основам, заложенным его учителем, видным отечественным патоморфологом, профессором Д.И. Головиным.<…>

Со второй половины 80-х годов ситуация в вузе, как и в целом во всей стране, постепенно стала меняться в худшую сторону: зарплаты платили низкие, снабжение и оснащение кафедры и входящего в нее ПАО выглядело бедным. Поэтому привлекать в патологическую анатомию новых молодых людей было очень непросто. И тут немалую положительную роль сыграли такие личные качества Н.М. Ани́чкова, как высокий профессионализм и личная увлеченность своим делом, дополнявшаяся способностью увлекать этим делом молодых врачей.

Во все времена Николай Мильевич, как руководитель, обладал редким в наше время качеством — умением слушать и слышать собеседника. На кафедре он показал себя способным организатором, тактичным и заботливым шефом, мастером по сглаживанию и подчас улаживанию конфликтов. Более того, в некоторых случаях ему психологически удавалось «перековать» недоброжелателей в людей нейтральных и даже лояльных. Мы также постоянно видели у Николая Мильевича целеустремлённость, организованность, инициативу, энтузиазм и большую трудоспособность.

Здесь можно вспомнить, что в юные годы Н.М.Ани́чков, помимо учёбы, увлекался спортом и был неоднократным чемпионом Ленинграда среди студентов, а также призером Всесоюзных соревнований спортивных обществ по легкой атлетике. Параллельно в течение долгого времени он усиленно занимался немецким и английским языками и достиг здесь настолько высокого совершенства в беглой разговорной речи, что многие принимали его за лингвиста. Это сильно помогло ему в профессиональной деятельности на международном уровне, а также в многочисленных путешествиях в страны Европы, Азии и Африки. Позднее в круг внеслужебных интересов Николая Мильевича вошло увлечение вопросами истории России XX века. У него есть публикации на исторические темы и выступления на 5-м канале петербургского телевидения. В соавторстве с академиком РАН и РАМН М.А. Пальцевым и другими коллегами Н.М. Ани́чков создавал учебники, а также руководства для медицинских вузов России. Помимо этого, М.А. Пальцев совместно с Николаем Мильевичем издали диагностический «Атлас патологии опухолей человека», предназначенный для молодых патоморфологов. За весь этот образовательный комплекс они были удостоены премии Правительства РФ. В указанный период активно проводилась научная работа. Н.М.Ани́чков публиковал монографии, под его руководством выходили в свет сборники научных трудов, защищались диссертации, выпускались журнальные статьи, существовали определённые творческие планы. Кафедра вошла в число лидеров в своем вузе, а сам вуз занимал высокие места в рейтинге медицинских академий и институтов страны. <…>

К 2021 году Н.М. Ани́чков опубликовал свыше 340 научных трудов, в том числе 8 монографий (в соавторстве), 7 сборников научных трудов, 3 учебника для медицинских вузов России (один из них в трёх изданиях, в соавт.), 1 атлас для врачей (в соавт.), 6 руководств для медицинских вузов (в соавт.), более 30 статей в журналах США и Евросоюза. Под его научным руководством и при его научной консультации выполнено 8 докторских и 24 кандидатских диссертаций. В качестве лауреата различных зарубежных грантов Николай Мильевич работал во многих крупных институтах патологии за границей: во Фрайбурге-им.Брайзгау, Кейптауне, Хельсинки, Болонье, Парме и др. Многократный участник и докладчик на различных международных конгрессах по патологии, он, начиная с 1987 г., также нередко представлял нашу патоморфологию за границей в качестве приглашённого лектора. Особое и большое место в международной активности Н.М. Ани́чкова заняла его деятельность в Европейском обществе патологов (ЕОП).

Он стал первым среди отечественных патоморфологов избранным советником, т.е. действительным членом, руководящего органа ЕОП – Исполнительного комитета (Executive Committee).

В 2002 году Н.М. Ани́чков стал член-корреспондентом РАМН и Заслуженным деятелем науки РФ, после объединения академий в 2013 г. — член-корреспондентом РАН. В течение ряда лет он состоял вице-президентом и членом президиума Российского общества патологоанатомов (2006—2017), членом Российского и Британского отделений Международной академии патологии (МАП, Вашингтон). В 2013—2015 годах был председателем диссертационного совета 208.086.06, который принимал для защиты кандидатские и докторские диссертации по патологической анатомии, дерматовенерологии и микологии.

Н.М. Ани́чков — член правления Санкт-Петербургского общества патологоанатомов, почётный член Итальянского медико-биологического общества. Его имя можно найти в составе редколлегий ряда профессиональных журналов:

«Архив патологии», «Патологiя» (Украина), «Клиническая и экспериментальная патология» (2011—2017), «Pathology: Research and Practice» (1989—1996) и др.

В 1993 году в Инсбруке его наградили дипломом победителя конкурса диагностов-патологов «Expert-Quiz», в котором участвовали многие ведущие патоморфологи Евросоюза. В 2002—2016 гг. Н.М. Ани́чков был главным патологоанатомом Северо-Западного федерального округа РФ. По распоряжению Президиума РАН от 27.07.2016 № 10108-509 он – эксперт РАН по специальности «патологическая анатомия». Николай Мильевич награжден 15-тью государственными наградами РФ и тремя наградами стран ЕС. В 2016 г. по решению Ученого совета СЗГМУ им. И.И.Мечникова он был удостоен звания почётного доктора этого университета. Проработав в своем вузе более 45 лет, из которых более 35 лет он руководил кафедрой, член-корреспондент РАН, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ Н.М. Ани́чков в октябре 2019 года перешёл в Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет и был избран на должность профессора кафедры патологической анатомии с курсом судебной медицины. Найдя в себе творческие силы в новом коллективе, он продолжает служить делу. Николай Мильевич из тех людей, которые находятся как бы вне возраста. Про него нельзя сказать «пожилой». Он другой. Спокойный и приветливый «академический» облик. Открытый и ясный взгляд. Умение держать себя в любой ситуации. Воспитанность. Элегантность. Сдержанность. Скромность. Н.М. Ани́чков смог достичь той высшей культуры, о которой крупный физик Н.А. Умов говорил так: «Обыкновенные люди только живут. Высшая культура состоит в том, что люди не только живут, но и оправдывают свою жизнь».

Заключение

Познакомившись с жизнью удивительного человека Николая Мильевича Аничкова, я испытываю смешанные чувства. С одной стороны - крупный ученый с мировым именем, представитель уважаемой династии, с другой – мальчишка в прошлом, такой же, как и я, которому многое было интересно. На одной любительской фотографии запечатлен рискованный момент, когда друг Николая Мильевича прямо в одежде прыгает в Неву! Сейчас в интернете подписали бы «не повторять!». «Мы были шутниками. Вот снимок моего друга Саши Шлейфера. Я всем показывал и говорил, что вот он – настоящий герой – что, прыгнув в Неву, спас красавицу». То есть это были обыкновенные нормальные подростки, которые шутили, чудачили, не были «ботаниками», как сейчас принято говорить. Но при этом, чем бы он ни занимался – везде достиг немалых успехов. В чем секрет? В трудолюбии? В ответственности? В интеллекте и природных дарованиях? Думаю, что окончательно ответить на этот вопрос я смогу после встречи с Николаем Мильевичем. Я считаю, что рассказ о судьбах таких людей, как Николай Мильевич, его одноклассников, его родителей поможет моим одноклассникам по-другому взглянуть на ситуацию, подтолкнет их к саморазвитию. Для себя я уже все решил: буду выполнять все задания, хорошо учиться, стараться успевать во всем. 


Комментарии