Ждановка - от слова «ждать»
Считается, что речка Ждановка, отделяющая Петровский остров от Петроградской стороны, была наименована так в честь купцов братьев Ждановых, основавших на ее берегах в середине XIX века химический завод. Большое заблуждение!

Таким в 1816 году художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин запечатлел реку Ждановку в том месте, где она заворачивает в сторону Малой Невы. Слева видны корпуса Второго кадетского корпуса (ныне Военно-космическая академия им. Можайского). Из коллекции Государ
Дело в том, что братья Николай и Иван Ждановы появились на Петровском острове лишь в начале 1840-х годов, а речка с именем Ждановка значилась на петербургских планах еще начиная с 1790-х годов. Сами братья во время появления названия еще даже не родились.
Старший, Николай, в 1838 году окончил Технологический институт и вместе с младшим двадцатилетним братом Иваном решил заняться прибыльным в то время «химическим бизнесом», основав химико-аптекарский завод. Они купили земли на Петровском острове, построили завод, одно из зданий которого по Петровскому проспекту, 1А, сохранилось до сих пор. Никто до поры до времени не ассоциировал название речки с их фамилией. Однако в 1840-х годах Николай Жданов изобрел особый дезинфицирующий состав, и имя братьев прогремело на всю Российскую империю.
Жидкость обладала тем достоинством, что превращала зловредный воздух в здоровый, распространяя запах древесной кислоты. «Боевое крещение» этот раствор прошел во время Крымской войны в 1854 - 1855 годах. Хирург Николай Пирогов в «Севастопольских воспоминаниях и письмах», говоря об оказании помощи тяжелораненым, сообщал: «Редко кто проживал здесь сутки; большею частию через час, через два изуродованный защитник Севастополя отдавал Богу душу... Только когда можно было отворять окна и когда привезена была из Петербурга ждановская жидкость, воздух сделался сноснее и стали являться случаи если не выздоровления, то по крайней мере возможности произвести операцию...».
Упоминается жидкость и в произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. В романе «Идиот» Рогожин, убив Настасью Филипповну, поставил возле ее тела несколько склянок со «ждановской жидкостью», для того чтобы трупный запах не распространился по дому. Образ купца-убийцы был списан Достоевским с реального купца Мазурина, убившего московского ювелира...
Известность завода Ждановых привела к тому, что начиная с 1860-х годов речку Ждановку стали постепенно ассоциировать с именем братьев. Однако на самом деле гидроним Ждановка не имеет отношения к чьей-либо фамилии. Самая вероятная версия происхождения названия - от глагола «ждать». Ее еще в детстве автор этих строк слышал от старожилов Петроградской стороны.
Дело в том, что неподалеку располагались корпуса Второго кадетского корпуса и Дворянского полка, и парк на северном берегу Ждановки (впоследствии его назовут Мало-Петровским) за неимением другого места стал фактически единственным удобным местом свиданий-ожиданий. Здесь бравых молодых военных ожидали девушки-воздыхательницы и чадолюбивые матушки. Парк был столь популярным, что в 1853 - 1854 годах по указу Николая I в нем разбили аллеи, посадили цветы, деревья и кустарник.
- Где будешь ждать меня?
- Как и прежде - на Ждановке!
Можно предположить, что подобный диалог в XIX веке не являлся редкостью.
Версия слишком романтическая, чтобы быть правдой? Полагаю, что нет. От глагола «ждать» в русском языке в старину образовалось множество слов, и в XVIII - XIX вв., когда появилось название Ждановка, все они были в ходу. Владимир Даль приводит такие примеры: имя Ждан - долгожданный ребенок; ждательница - поджидающая женщина; жданье - ожидание... Поэтому не стоит удивляться, что и название речки произошло от столь часто употреблявшегося в старину глагола. О прочности народного топонима свидетельствует тот факт, что он вытеснил предыдущие названия реки - Никольская и Петровка.
Что же касается самого завода Ждановых, то ему был отмерен короткий срок. Изобретатель жидкости Николай Жданов умер в 1854 году. Иван Жданов продолжал владеть заводом, но изобретений без своего покойного брата уже не делал, зато отличился тем, что пригрел в стенах завода ячейку революционеров-радикалов. Да и в условиях конкуренции с зарубежными аналогами «ждановская жидкость» с начала 1870-х продавалась плохо.
В ЦГИА Санкт-Петербурга сохранились материалы, свидетельствующие, что, несмотря на отчаянную борьбу Ждановых за свою жидкость, она проиграла по всем статьям изобретенной в Европе карболовой кислоте. Опыты, проводившиеся в Обуховской больнице, продемонстрировали ее серьезное преимущество по всем медицинским параметрам и, что немаловажно, цене. Ведро раствора импортной карболовой кислоты стоило 8 копеек, а отечественной «ждановской жидкости» - 25 копеек. Закономерный итог: имение Ждановых на Петровском острове, которым к тому времени уже владели наследники, в начале 1880-х годов ушло с молотка.
Комментарии