Зеленый коридор. Как появился проспект Культуры?

Рискну выступить в защиту «спальных» районов, которые принято упрекать в унылости и монотонности. Это не вполне справедливо: каждая часть города хороша и интересна по-своему и каждая эпоха оставила как удачные, так и неудачные решения.

Зеленый коридор. Как появился проспект Культуры? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сегодня речь о проспекте Культуры, который разделяет Выборгский и Калининский районы. Его главное достоинство — планировочная цельность и оригинальность. Это не только самый широкий проспект в городе (175 мет­ров), но и самый парковый. Ни по одному проспекту не проложено столько бульварных зон для прогулок в тени деревьев. Это же город будущего, здоровых людей, живой природы, а не каменный мешок!..

Ширина проспекта была определена еще в первой редакции планировки района Шувалово-­Озерки 1967 года. В этом первоначальном плане (авторы — Александр Наумов, Геннадий Булдаков, Сергей Красников, Юрий Овсиев) предполагалось вдоль проспекта Культуры выполнить «зеленый коридор». Указывалось, что «будут организованы два крупных парка: вдоль продолжения Тихорецкого проспекта и в развитой пойме Муринского ручья. Эти парки трактуются как «зеленые клинья», соединяющие зеленые насаждения города с массивами лесопаркового пояса».

В течение 1968 – 1969 годов проект планировки был пересмот­рен. Кварталы сделали более плотно застроенными, зеленую зону вдоль проспекта Культуры сузили. Но не полностью, оставив все‑таки напоминание о «зеленом коридоре».

Само название проспекта было утверждено полвека назад, 12 июня 1972 года. Именно тогда появилось решение Ленгорисполкома о присвоении ему наименования в соответствии с тематикой района «севернее Муринского ручья».

Возможно, кому‑то мое утверждение покажется спорным, но я уверен: проспект Культуры — достаточно яркий и в архитектурном отношении. Он зримое свидетельство того, что, следуя традициям петербургской архитектуры, в советское время новым кварталам пытались придать ансамблевое решение.

Застройка проспекта началась с востока, откуда со стороны «Гражданки дальше ручья» наступал город. Первые шесть пятиэтажных домов были сданы ­госкомиссии 29 сентября 1972 года с оценкой «удовлетворительно» — сегодня они «спрятались» внутри квартала. Лицевую сторону проспекта составляют протяженные девятиэтажные дома, выстроенные в середине 1970‑х годов. Их ритм дополняют контрастно поставленные в разрывах между ними более высокие точечные здания.

Одна из таких вертикальных доминант подчеркивает пересечение проспекта Культуры с Суздальским проспектом (дом № 31) — это 15‑этажное общежитие, возведенное по типовому проекту, разработанному архитектором Вячеславом Игнатовым. Это первое в городе сооружение подобного проекта, впоследствии оно было повторено в Ленинграде 117 раз.

Рядом с общежитием — построенный в 1986 году Бугровский путепровод, известный местным жителям под неофициальным названием «Юность» за весьма смелые очертания его опор, сужающихся книзу.

В последние десятилетия, когда современные высотные дома заполнили собой пустые места, оставшиеся с советского времени, застройка проспекта сложилась окончательно. В композиции магистрали участвуют также две площади. Они неофициальные, без названий.

Первая — в самом начале проспекта, где он «перетекает» из Тихорецкого. Один из углов этой площади сформирован каре больничного комплекса с церковью Иконы Божией Матери «Державная», другой отмечен построенным в 1999 году 23‑этажным домом, спроектированным в мастерской Юрия Митюрева. Он стал высотной доминантой, замыкающей перспективу Тихорецкого проспекта и центральной аллеи парка в пойме Муринского ручья.

Вторая площадь — на пересечении проспектов Культуры и Просвещения. Это очень сложный перекресток: в 1986 году архитектор Светозар Заварихин в журнале «Ленинградская панорама» замечал, что «он никак не организован и не выделен». Однако с того времени площадь все‑таки изменилась. В том же 1986 году на ее юго-западном углу было выстроено здание кинотеатра «Фестиваль» по проекту архитектора Людмилы Траулько. Сегодня его приспосабливают под Дом молодежи. В перспективе рядом намечено сооружение станции метро.

Одним словом, не стоит пренебрежительно относиться к «спальным» районам. Конечно, не они определяют образ нашего города и служат местом притяжения гостей, но именно в них живут большинство горожан. Для них они — привычная среда обитания, на взгляд многих, лишенная архитектурных изысков. На самом деле здесь тоже немало интересных градостроительных решений, просто мы еще не оценили их в полной мере.

Газетный зал

«Идет расследование обстоятельств ужасной драмы, разыгравшейся 22 июля на Чухонском озере, во 2‑м Парголове… Выяснились, между прочим, следующие любопытные подробности. Оказывается, немалую роль в гибели двух молодых девушек сыграла наша последняя мода на узкие юбки. Такие именно юбки носили и погибшие девушки. При этом одна из них заказала настолько узкую юбку, что едва двигалась. Ноги их, благодаря таким юбкам, были почти связаны и не могли совершать свободных движений. Не будь этих связок, может быть, катастрофа и не окончилась бы так печально, так как, по словам родственников, в прошлом году девушки научились плавать и в последнее время свободно держались на воде во время купанья по 2 – 3 и более минуты. Но благодаря большой тяжести костюма и узким юбкам, на этот раз они погрузились в воду и почти сразу же пошли ко дну».

«Петербургский листок», 24 июля 1911 г.


#проспект #создание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7196) от 24.06.2022 под заголовком «Зеленый коридор».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».