Зеленый коридор. Как появился проспект Культуры?

Рискну выступить в защиту «спальных» районов, которые принято упрекать в унылости и монотонности. Это не вполне справедливо: каждая часть города хороша и интересна по-своему и каждая эпоха оставила как удачные, так и неудачные решения.

Зеленый коридор. Как появился проспект Культуры? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сегодня речь о проспекте Культуры, который разделяет Выборгский и Калининский районы. Его главное достоинство — планировочная цельность и оригинальность. Это не только самый широкий проспект в городе (175 мет­ров), но и самый парковый. Ни по одному проспекту не проложено столько бульварных зон для прогулок в тени деревьев. Это же город будущего, здоровых людей, живой природы, а не каменный мешок!..

Ширина проспекта была определена еще в первой редакции планировки района Шувалово-­Озерки 1967 года. В этом первоначальном плане (авторы — Александр Наумов, Геннадий Булдаков, Сергей Красников, Юрий Овсиев) предполагалось вдоль проспекта Культуры выполнить «зеленый коридор». Указывалось, что «будут организованы два крупных парка: вдоль продолжения Тихорецкого проспекта и в развитой пойме Муринского ручья. Эти парки трактуются как «зеленые клинья», соединяющие зеленые насаждения города с массивами лесопаркового пояса».

В течение 1968 – 1969 годов проект планировки был пересмот­рен. Кварталы сделали более плотно застроенными, зеленую зону вдоль проспекта Культуры сузили. Но не полностью, оставив все‑таки напоминание о «зеленом коридоре».

Само название проспекта было утверждено полвека назад, 12 июня 1972 года. Именно тогда появилось решение Ленгорисполкома о присвоении ему наименования в соответствии с тематикой района «севернее Муринского ручья».

Возможно, кому‑то мое утверждение покажется спорным, но я уверен: проспект Культуры — достаточно яркий и в архитектурном отношении. Он зримое свидетельство того, что, следуя традициям петербургской архитектуры, в советское время новым кварталам пытались придать ансамблевое решение.

Застройка проспекта началась с востока, откуда со стороны «Гражданки дальше ручья» наступал город. Первые шесть пятиэтажных домов были сданы ­госкомиссии 29 сентября 1972 года с оценкой «удовлетворительно» — сегодня они «спрятались» внутри квартала. Лицевую сторону проспекта составляют протяженные девятиэтажные дома, выстроенные в середине 1970‑х годов. Их ритм дополняют контрастно поставленные в разрывах между ними более высокие точечные здания.

Одна из таких вертикальных доминант подчеркивает пересечение проспекта Культуры с Суздальским проспектом (дом № 31) — это 15‑этажное общежитие, возведенное по типовому проекту, разработанному архитектором Вячеславом Игнатовым. Это первое в городе сооружение подобного проекта, впоследствии оно было повторено в Ленинграде 117 раз.

Рядом с общежитием — построенный в 1986 году Бугровский путепровод, известный местным жителям под неофициальным названием «Юность» за весьма смелые очертания его опор, сужающихся книзу.

В последние десятилетия, когда современные высотные дома заполнили собой пустые места, оставшиеся с советского времени, застройка проспекта сложилась окончательно. В композиции магистрали участвуют также две площади. Они неофициальные, без названий.

Первая — в самом начале проспекта, где он «перетекает» из Тихорецкого. Один из углов этой площади сформирован каре больничного комплекса с церковью Иконы Божией Матери «Державная», другой отмечен построенным в 1999 году 23‑этажным домом, спроектированным в мастерской Юрия Митюрева. Он стал высотной доминантой, замыкающей перспективу Тихорецкого проспекта и центральной аллеи парка в пойме Муринского ручья.

Вторая площадь — на пересечении проспектов Культуры и Просвещения. Это очень сложный перекресток: в 1986 году архитектор Светозар Заварихин в журнале «Ленинградская панорама» замечал, что «он никак не организован и не выделен». Однако с того времени площадь все‑таки изменилась. В том же 1986 году на ее юго-западном углу было выстроено здание кинотеатра «Фестиваль» по проекту архитектора Людмилы Траулько. Сегодня его приспосабливают под Дом молодежи. В перспективе рядом намечено сооружение станции метро.

Одним словом, не стоит пренебрежительно относиться к «спальным» районам. Конечно, не они определяют образ нашего города и служат местом притяжения гостей, но именно в них живут большинство горожан. Для них они — привычная среда обитания, на взгляд многих, лишенная архитектурных изысков. На самом деле здесь тоже немало интересных градостроительных решений, просто мы еще не оценили их в полной мере.

Газетный зал

«Идет расследование обстоятельств ужасной драмы, разыгравшейся 22 июля на Чухонском озере, во 2‑м Парголове… Выяснились, между прочим, следующие любопытные подробности. Оказывается, немалую роль в гибели двух молодых девушек сыграла наша последняя мода на узкие юбки. Такие именно юбки носили и погибшие девушки. При этом одна из них заказала настолько узкую юбку, что едва двигалась. Ноги их, благодаря таким юбкам, были почти связаны и не могли совершать свободных движений. Не будь этих связок, может быть, катастрофа и не окончилась бы так печально, так как, по словам родственников, в прошлом году девушки научились плавать и в последнее время свободно держались на воде во время купанья по 2 – 3 и более минуты. Но благодаря большой тяжести костюма и узким юбкам, на этот раз они погрузились в воду и почти сразу же пошли ко дну».

«Петербургский листок», 24 июля 1911 г.


#проспект #создание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7196) от 24.06.2022 под заголовком «Зеленый коридор».


Комментарии