Зеленый коридор. Как появился проспект Культуры?
Рискну выступить в защиту «спальных» районов, которые принято упрекать в унылости и монотонности. Это не вполне справедливо: каждая часть города хороша и интересна по-своему и каждая эпоха оставила как удачные, так и неудачные решения.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Сегодня речь о проспекте Культуры, который разделяет Выборгский и Калининский районы. Его главное достоинство — планировочная цельность и оригинальность. Это не только самый широкий проспект в городе (175 метров), но и самый парковый. Ни по одному проспекту не проложено столько бульварных зон для прогулок в тени деревьев. Это же город будущего, здоровых людей, живой природы, а не каменный мешок!..
Ширина проспекта была определена еще в первой редакции планировки района Шувалово-Озерки 1967 года. В этом первоначальном плане (авторы — Александр Наумов, Геннадий Булдаков, Сергей Красников, Юрий Овсиев) предполагалось вдоль проспекта Культуры выполнить «зеленый коридор». Указывалось, что «будут организованы два крупных парка: вдоль продолжения Тихорецкого проспекта и в развитой пойме Муринского ручья. Эти парки трактуются как «зеленые клинья», соединяющие зеленые насаждения города с массивами лесопаркового пояса».
В течение 1968 – 1969 годов проект планировки был пересмотрен. Кварталы сделали более плотно застроенными, зеленую зону вдоль проспекта Культуры сузили. Но не полностью, оставив все‑таки напоминание о «зеленом коридоре».
Само название проспекта было утверждено полвека назад, 12 июня 1972 года. Именно тогда появилось решение Ленгорисполкома о присвоении ему наименования в соответствии с тематикой района «севернее Муринского ручья».
Возможно, кому‑то мое утверждение покажется спорным, но я уверен: проспект Культуры — достаточно яркий и в архитектурном отношении. Он зримое свидетельство того, что, следуя традициям петербургской архитектуры, в советское время новым кварталам пытались придать ансамблевое решение.
Застройка проспекта началась с востока, откуда со стороны «Гражданки дальше ручья» наступал город. Первые шесть пятиэтажных домов были сданы госкомиссии 29 сентября 1972 года с оценкой «удовлетворительно» — сегодня они «спрятались» внутри квартала. Лицевую сторону проспекта составляют протяженные девятиэтажные дома, выстроенные в середине 1970‑х годов. Их ритм дополняют контрастно поставленные в разрывах между ними более высокие точечные здания.
Одна из таких вертикальных доминант подчеркивает пересечение проспекта Культуры с Суздальским проспектом (дом № 31) — это 15‑этажное общежитие, возведенное по типовому проекту, разработанному архитектором Вячеславом Игнатовым. Это первое в городе сооружение подобного проекта, впоследствии оно было повторено в Ленинграде 117 раз.
Рядом с общежитием — построенный в 1986 году Бугровский путепровод, известный местным жителям под неофициальным названием «Юность» за весьма смелые очертания его опор, сужающихся книзу.
В последние десятилетия, когда современные высотные дома заполнили собой пустые места, оставшиеся с советского времени, застройка проспекта сложилась окончательно. В композиции магистрали участвуют также две площади. Они неофициальные, без названий.
Первая — в самом начале проспекта, где он «перетекает» из Тихорецкого. Один из углов этой площади сформирован каре больничного комплекса с церковью Иконы Божией Матери «Державная», другой отмечен построенным в 1999 году 23‑этажным домом, спроектированным в мастерской Юрия Митюрева. Он стал высотной доминантой, замыкающей перспективу Тихорецкого проспекта и центральной аллеи парка в пойме Муринского ручья.
Вторая площадь — на пересечении проспектов Культуры и Просвещения. Это очень сложный перекресток: в 1986 году архитектор Светозар Заварихин в журнале «Ленинградская панорама» замечал, что «он никак не организован и не выделен». Однако с того времени площадь все‑таки изменилась. В том же 1986 году на ее юго-западном углу было выстроено здание кинотеатра «Фестиваль» по проекту архитектора Людмилы Траулько. Сегодня его приспосабливают под Дом молодежи. В перспективе рядом намечено сооружение станции метро.
Одним словом, не стоит пренебрежительно относиться к «спальным» районам. Конечно, не они определяют образ нашего города и служат местом притяжения гостей, но именно в них живут большинство горожан. Для них они — привычная среда обитания, на взгляд многих, лишенная архитектурных изысков. На самом деле здесь тоже немало интересных градостроительных решений, просто мы еще не оценили их в полной мере.
Газетный зал
«Идет расследование обстоятельств ужасной драмы, разыгравшейся 22 июля на Чухонском озере, во 2‑м Парголове… Выяснились, между прочим, следующие любопытные подробности. Оказывается, немалую роль в гибели двух молодых девушек сыграла наша последняя мода на узкие юбки. Такие именно юбки носили и погибшие девушки. При этом одна из них заказала настолько узкую юбку, что едва двигалась. Ноги их, благодаря таким юбкам, были почти связаны и не могли совершать свободных движений. Не будь этих связок, может быть, катастрофа и не окончилась бы так печально, так как, по словам родственников, в прошлом году девушки научились плавать и в последнее время свободно держались на воде во время купанья по 2 – 3 и более минуты. Но благодаря большой тяжести костюма и узким юбкам, на этот раз они погрузились в воду и почти сразу же пошли ко дну».
«Петербургский листок», 24 июля 1911 г.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7196) от 24.06.2022 под заголовком «Зеленый коридор».
Материалы рубрики
В Павловском парке воссоздадут утраченное здание вокзала
Скульптуры львов вернули в Московский парк Победы
В Петербурге обсудили создание Музея археологии
В Петербурге создали магнитную катушку PF1 для ИТЭР
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии