Занавес с вывесками. Как развивалась реклама в начале прошлого века

Всем, кто жалуется сегодня на засилье рекламы, подскажу: нынешнее время почти ничем не отличается от начала прошлого века, когда от нее тоже практически некуда было деться. В ту пору рекламные вывески можно было встретить в самых разнообразных местах: на фасадах домов, причем нередко в несколько ярусов, на крышах, пристанях, снаружи и внутри вагонов конок и трамваев, на уличных киосках, даже на рецептах и бланках, а также в других, порой весьма неожиданных местах.

Занавес с вывесками. Как развивалась реклама в начале прошлого века  | В нижней части занавеса можно заметить рекламу нового романа в стихах «Внук Онегина». Этот «сиквел» знаменитого пушкинского произведения тиражом более трех тысяч экземпляров увидел свет в 1911 году. / ФОТО из собрания ЦГАКФФД СПб

В нижней части занавеса можно заметить рекламу нового романа в стихах «Внук Онегина». Этот «сиквел» знаменитого пушкинского произведения тиражом более трех тысяч экземпляров увидел свет в 1911 году. / ФОТО из собрания ЦГАКФФД СПб

Поначалу трудно даже догадаться, что на снимке из собрания Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга не что иное, как театральный занавес. Снимок сделан Карлом Буллой в начале 1910-х годов в помещении одного из городских театров. Неизвестно, кто первым придумал подобный вид извлечения дохода в храме Мельпомены, но подобное ноу-хау в столице не было редкостью.

Коренные петербуржцы инженер-путеец Владимир Пызин и юрист Дмитрий Засосов вспоминали, что подобный занавес можно было увидеть на сцене известного в городе сада «Буфф», располагавшегося на месте нынешнего Измайловского сада. «Перед началом оперетты портал сцены был закрыт «коммерческим» занавесом, сплошь разрисованным крикливыми рекламами с рисунками корсетов, обуви, велосипедов, разного рода баночек с помадами и знаменитой рекламой «Я был лысым»... Когда дирижер Шпачек садился за пульт и изящным движением руки открывал увертюру, «коммерческий» занавес поднимался, за ним был бархатный занавес».

Активное развитие рекламы продолжалось до и после окончания Гражданской войны – в период нэпа. Но продолжалось оно не очень долго. В 1924 году началась кампания по «рационализации» рекламы, на нее стали тратить все меньше средств.

Уже к концу 1920-х годов вместе с закрытием частных предприятий прекратили свою деятельность и большинство рекламных организаций, за исключением нескольких государственных. Да и само понятие «реклама» пропало из жизни, его стали считать атрибутом исключительно буржуазного, капиталистического мира. Хотя на самом деле реклама все равно так или иначе продолжала существовать – достаточно посмотреть справочники городской информации 1930-х годов. Только называться она стала иначе – «объявления».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#реклама #XX век #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7031) от 15.10.2021 под заголовком «Рекламный занавес».


Комментарии