За господство в воздухе. Авиационные сражения на Кубани

За господство в воздухе. Авиационные сражения на Кубани | Штурмовики Ил-2 являлись главной ударной силой при воздушной поддержке наступающих советских войск. Фото: Public Domain

Штурмовики Ил-2 являлись главной ударной силой при воздушной поддержке наступающих советских войск. Фото: Public Domain

Руководство советской авиацией возглавлял командующий ВВС Северо-Кавказского фронта генерал-лейтенант авиации Константин Вершинин. Перед советской авиацией Верховной Ставкой были поставлены задачи: обеспечить прикрытие сухопутных войск, поддержать с воздуха наступление Северо-Кавказского фронта. Впервые в ходе Великой Отечественной войны штабом ВВС фронта был разработан специальный план авиационного наступления, чтобы штурмовыми ударами с воздуха уничтожить живую силу, артиллерию и узлы обороны противника.

Воздушные силы люфтваффе базировались на аэродромах Крыма и Анапы. Также на Тамани базировались по одной истребительной эскадрильи ВВС сателлитов немцев - Румынии, Словакии, Хорватии, входивших в объединенную авиагруппу фашистов. Кроме того, на Кубань совершали налеты эскадрильи немцев с Украины.

Первое воздушное сражение произошло в ходе ожесточенных боев на плацдарме в районе Мысхако – на так называемой «Малой земле». Фашисты были намерены сбросить десантников 18-й армии с плацдарма. К воздушному прикрытию операции немцы привлекли 450 бомбардировщиков и 200 истребителей. Советские воздушные силы насчитывали 400 истребителей и 100 бомбардировщиков. За один день немцы совершили около 1000 самолетовылетов. 20 апреля фашисты вновь начали наступление. Однако советская авиация нанесла девятью десятками самолетами упреждающий удар за полчаса до начала немецкой атаки, а еще через десяток минут новой группой из 100 воздушных машин 

Следующее сражение развернулось в районе станицы Крымская и проходило с 29 апреля по 10 мая. В первый же день немецкая авиация за три часа совершила полторы тысячи самолетовылетов. В ночь на 29 апреля советская авиация провела ответную операцию по подавлению вражеской обороны. Было выполнено 379 вылетов, сброшено 210 тонн бомб, создано 160 очагов пожаров и 25 взрывов большой силы, при этом советские ВВС не потеряли ни один самолет. Всего с 29 апреля по 10 мая 4-я воздушная армия, ВВС Черноморского флота и авиация дальнего действия сделали 12 000 самолетовылетов, завязалось 285 воздушных боев и было уничтожено 368 немецких самолетов.

Третье и последнее крупное воздушное сражение прошло с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевская и Молдаванская при прорыве так называемой «Голубой линии» немцев. Фашистам даже удалось на некоторое время создать превосходство в воздухе, что создавало проблемы советским наступающим войскам. Однако ответным ударом по немецким аэродромам в Анапе, Керчи, Саки и Тамани советская авиация перехватила инициативу.

Цель, поставленная Ставкой, достижение господства в воздухе на южном крыле советско-германского фронта и создание благоприятных условий для проведения наступательных операций сухопутных советских войск была выполнена.

По советским данным в воздушных сражениях на Кубани фашисты потеряли свыше 1100 самолетов, из которых более 800 сбиты в воздушных боях, еще 300 уничтожены зенитным огнем. Потери советской авиации были намного меньше. За бои на кубанском плацдарме и проявленное мужество 52 советских летчика стали Героями Советского Союза. В ходе воздушных боев командир истребительной авиационной эскадрильи 16-го гвардейского полка Александр Покрышкин лично сбил 16 немецких самолетов и стал дважды Героем Советского Союза.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Великая Отечественная война #история #подвиг #Советский Союз

Комментарии