Вступить в Крым. Как Россия воевала с полуостровным ханством

В российской истории не раз случалось, что взятие противником Москвы довольно скоро оборачивалось его сокрушительным разгромом. Самый яркий пример – нашествие Наполеона в 1812 году. Однако нечто подобное происходило и раньше.450 лет назад, в 1571 году, крымский хан Девлет-Гирей сжег русскую столицу и угнал в рабство тысячи жителей. Казалось бы, неслыханное дело: уже почти 100 лет как Россия освободилась от татаро-монгольского ига, была уже единой, расширялась, подчиняя себе новые земли... И тут оказывается, что прежний недруг еще ох как силен!.. Впрочем, уже через год русские войска торжествовали победу.О том, как все происходило и что стало следствием тех событий, мы говорим с ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН, профессором СПбГУ, доктором исторических наук Андреем ПАВЛОВЫМ.

Вступить в Крым. Как Россия воевала с полуостровным ханством | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

–  Андрей Павлович, как же получилось, что, казалось бы, давно уже негрозный враг смог нанести сокрушительный удар в самое сердце страны?

–  Действительно, нашествие крымского хана Девлет-Гирея в мае 1571 года –  одна из драматичных страниц в истории России. Татарский хан впервые за многие годы подошел к самым стенам Москвы и поджег ее. Погибли многие тысячи воинов и горожан. Был нанесен огромный удар по престижу Русского государства и самодержавной власти.

Чтобы понять причины этого события, надо вспомнить, что этому предшествовало. К середине XV века Золотая Орда, раздираемая внутренними смутами, окончательно распалась. На ее месте возникли Большая орда, Казанское, Астраханское и Крымское ханства. Как раз последнее больше всего и досаждало России.

Началом его существования считается 1441 год, когда на ханский престол в Крыму (основную часть населения полуострова тогда составляли татары) взошел потомок Чингизхана –  Хаджи I Гирей, ставший основателем династии Гиреев.

Любопытное обстоятельство: поначалу Крымское ханство было фактически союзником Москвы. У них был общий противник –  Большая Орда, претендовавшая на роль преемника Золотой Орды. Иван III в начале своего правления был вассалом Орды, там он получил ярлык на великое княжение и продолжал уплачивать дань («выход»).

Благодаря совместным действиям Ивана III и крымского хана Менгли-Гирея Большая Орда сошла с политической сцены и в начале XVI века окончательно распалась. Однако затем интересы бывших союзников разошлись. На смену военно-политическому союзу пришел период конфронтации, продолжавшийся в разных формах на протяжении последующих трех столетий.

Крымское ханство начало претендовать на роль главного наследника прежней Золотой Орды. В первой половине XVI века крымские ханы даже стремились посадить своего ставленника на казанский престол.

–  Неужели ханство пыталось всерьез угрожать Московскому государству?

–  Нет, конечно. Речь шла прежде всего о набегах на его южные территории. Они происходили почти ежегодно, как правило, весной и летом. Цель –  захват военной добычи, в первую очередь «полоняников», доходы от торговли которыми являлись одним из средств существования крымских татар.

Как правило, нападениям подвергались южные окраины государства, территории, лежащие южнее «береговой обороны» на реке Оке, –  северские, тульские и рязанские. Сравнительно редко крымские войска прорывались в центральные области Московского государства к северу от Оки.

Поэтому на ее берегу регулярно появлялись русские полки с целью не допустить продвижение татар в глубь страны. Сдерживающей силой выступали и казаки. Они не особенно церемонились: нередко нападали на татарские юрты, угоняли коней, которых позже продавали на рынках...

В 1521 году последовал крупный поход хана на Москву –  так называемый крымский смерч. Татары разорили центральные области Московского государства и подошли к столице на расстояние полутора десятка километров. Хан Мухаммед-Гирей I предъявил Василию III, покинувшему Москву, ультиматум, содержавший не только требования ежегодной присылки даров («поминок»), но и согласия на подчинение Крыму Казанского и Астраханского ханств. Тот выдал хану грамоту, в которой обязывался платить дань татарам так же, как его отец и предки.

После чего татары отошли от Москвы и напали на Рязань. Но город выдержал осаду под умелым руководством наместника окольничего князя Ивана Хабара. Ему удалось также выманить у хана грамоту Василия III, а затем ее уничтожить. Потерпев неудачу под Рязанью, хан повернул на юг, оставив русские земли...

При Иване IV, больше известном как Грозный, в 1552 году к Русскому государству была присоединена Казань, а в 1556-м –  Астрахань. Власть московского государя признали Большая Ногайская Орда и башкиры. Стали завязываться контакты России с народами Северного Кавказа, важным свидетельством этого явилась женитьба в 1561 году царя Ивана на дочери кабардинского князя Темрюка Кученей, принявшей в крещении имя Мария.

–  Рискну предположить, что русский царь попытался решить и «крымский вопрос»?

–  Именно так. Русское государство впервые перешло к наступательным действиям против полуостровного ханства. Летом 1555 года Иван IV двинул туда рать под командованием Ивана Шереметева, Льва Салтыкова и Алексея Басманова. Она столкнулась с двигающейся ей навстречу ордой во главе с Девлет-Гиреем I. Схлестнулись при Судьбищах: это сражение в XVI веке для России стало одним из самых крупных. Русское войско победило, а спустя несколько лет оно нанесло еще ряд серьезных поражений крымскому хану.

«Крымский вопрос» фигурировал и в отношениях России с западными государствами. Чтобы обеспечить нейтралитет Польши и Литвы в русско-ливонском конфликте, Москва предлагала Литве заключить наступательный союз против Крымской Орды. Однако власти Литвы, не желавшие усиления позиций России на Востоке и Западе, не только не пошли на заключение этого союза, но и, напротив, тайно подбивали крымцев к войне против Русского государства.

Как известно, Ливонская война развивалась для России не очень удачно. Страна была ослаблена, и правящие круги Крымского ханства и Османской империи решили воспользоваться этим обстоятельством: стали вынашивать планы вытеснить Русское государство из Поволжья.

В грамоте, посланной Девлет-Гиреем в Москву, условием для заключения мира с Крымским ханством была обозначена передача под его власть Казани и Астрахани. Иван IV, рассчитывая на затягивание переговоров и не оценив масштабов готовящегося нападения, проигнорировал требования хана.

Между тем тот был настроен весьма решительно и весной 1571 года во главе 40-тысячной крымской орды, а также ногайских татар и отрядов с Северного Кавказа двинулся на Москву. Русское командование не смогло собрать на Оке, как в прежние времена, крупных сил: значительная часть армии была тогда задействована в Ливонии. Под командованием воевод князей Ивана Бельского и Ивана Мстиславского находилось не более шести тысяч человек.

Из показаний русских пленных и перебежчиков хан был хорошо осведомлен о малочисленности русского войска, а также о тяжелом положении в самом Московском государстве. Более того, один из изменников, белевский сын боярский Кудеяр Тишенков, сообщил хану о бродах через Оку в районе Кром.

На подмогу земским воеводам к границе подошел царь Иван IV с опричным войском. Однако его неожиданно атаковали татары, переправившиеся через Оку. Царь покинул театр военных действий и вернулся на север, в Ростов.

–  Некоторые историки вменяют ему этот эпизод как позорное бегство...

–  Да, это было для него большим унижением. Идейный противник Грозного князь Андрей Курбский писал: «Вместо мужества твоего и храбрости, бегун пред врагом и хороняка...». Крымский хан тоже отозвался в издевательском тоне о поведении русского царя в своей грамоте 1571 года. Историки же считают, что причиной бегства была не столько трусость государя, сколько его глубокое недоверие к собственным же подданным...

Тем временем татарская конница устремилась к Москве. Земские воеводы отступили к столице и укрылись за крепостными стенами. Татары вплотную подошли к Москве и подожгли предместья. Пожар распространился на Китай-город и Кремль, за стенами которых спрятались воины и мирные жители. Погибли многие тысячи человек. Столица превратилась в огромное пепелище.

Успешные действия крымской орды позволили ей предъявить фактический ультиматум русскому царю, требуя признать ханские притязания на Астрахань и Казань. Иван IV вынужден был согласиться передать хану территории бывшего Астраханского ханства. При этом условия о сроках передачи Астрахани русское правительство стремилось затянуть на неопределенный срок. Крымский же хан считал, что с сожжением Москвы война вовсе не закончена, и собирался отторгнуть от Русского государства территории Среднего и Нижнего Поволжья.

–  Кого Иван Грозный «назначил» ответственным за поражение 1571 года?

–  Боярина князя Ивана Мстиславского, одного из воевод земской рати. После нехитрых манипуляций тот сам признался в сговоре с крымским ханом и в том, что навел «безбожного крымского царя» на Москву. За столь тяжкое преступление полагалась смерть. Однако царь наложил на Мстиславского лишь легкую опалу, которая затем была с него снята по ходатайству митрополита и Освященного собора (так в XV –  XVII веках называлось собрание высших иерархов Русской православной церкви). Все это наводит на мысль, что в действительности никакого сговора не было, а Иван Грозный, добившись от князя признания в «измене», просто пытался сложить с себя вину...

Трагедия страшного пожара в Москве 1571 года сохранилась в исторической памяти. Так, русский историограф XVII века Андрей Лызлов писал об этом событии в своей «Скифской истории»: «...и посады около града (крымский хан) пожже, и кровопролитие велие содела».

Эпизод с унижением царя Ивана Грозного не оставил без внимания историк Николай Карамзин, вообще негативно относившийся к его деятельности периода опричнины. А ведь именно его труды оказали существенное влияние на последующую историографию.

–  Ответом на разорение Москвы стало сокрушительное поражение татар в следующем году в битве при Молодях. Однако эта яркая победа потом почему-то оказалась забытой в отличие от Куликовской битвы или стояния на Угре...

–  После сожжения Москвы Иван Грозный и его окружение понимали, что крымский хан не отступится, что новой войны не избежать. И стали готовиться к отражению нашествия. Были приняты меры по укреплению «береговой» линии обороны на Оке. Впервые земские и опричные войска были объединены в одну армию под единым командованием. Главным воеводой был назначен земский боярин князь Михаил Воротынский.

В июле 1572 года хан Девлет-Гирей во главе огромного войска численностью от 40 до 50 тысяч всадников снова вторгся в пределы Русского государства. Ему удалось перейти Оку у Сенькина брода. Основные силы русских заняли позиции у села Молоди в 45 верстах от Москвы, поставив там «гуляй-город» –  подвижное деревянное укрепление на колесах, внутри которого находились стрельцы и артиллерия.

Штурмуя его, крымские татары понесли большие потери, а в это время основные силы обошли врага и обрушились с тыла. Не выдержав внезапного удара, противник обратился в бегство. В числе убитых были сын и внук Девлет-Гирея. В плен попало много знатных крымских и ногайских мурз. Победа была полная...

А теперь попытаюсь ответить на ваш вопрос. Действительно, в школьных учебниках об этой битве упоминается лишь вскользь либо не говорится вовсе. Вероятно, это связано с тем, что основное внимание авторов сосредоточено прежде всего на бурных событиях внутриполитической истории конца 60-х –  начала 70-х годов XVI века –  страшном Новгородском погроме, жестоких московских казнях, а также на событиях затяжной Ливонской войны, истощившей экономические и людские ресурсы страны.

О Молодинской битве в учебниках упоминается зачастую в связи с отменой опричнины: мол, только объединение военных сил опричнины и земщины могло обеспечить обороноспособность страны. Это справедливо. Однако действительно геополитическому значению победы при Молодях следовало бы уделить больше внимания. Ведь она того заслуживает, ее можно отнести к числу наиболее значительных событий военной и не только военной истории XVI века. После нее на южных рубежах страны почти на полвека установилось относительное спокойствие.

Нельзя, правда, не отметить, что в научной исторической литературе в последние годы интерес к этим событиям заметно возрос, достаточно указать на работы московских историков Александра Виноградова и Александра Малова, белгородского исследователя Виталия Пенскова и других современных ученых...

Поражение при Молодях обернулось для Крымской Орды катастрофой. В ней начались внутренние смуты, борьба за власть. В этих условиях крымские ханы не имели возможности для возобновления активных действий против Москвы.

–  И именно тогда они обратились за поддержкой к могущественной Османской империи?

–  Под ее влиянием Крымское ханство находилось с 70-х годов XV века. Это произошло после событий 1475 года, когда Османская империя завоевала на полуострове генуэзские колонии и последний бастион Византийской империи –  княжество Феодоро, после чего прочно утвердилась на южном побережье Крымского полуострова.

Замечу: в исторической науке традиционно считается, что Крымское ханство было вассалом Османской империи на протяжении практически всего периода его существования. Однако ряд исследователей оспаривают эту точку зрения, считая, что ханство было независимым.

Как бы то ни было, но сближение турок и крымских татар обусловливалось общностью мусульманской веры, а также заинтересованностью Турции в привлечении крымских татар для походов против христианских государств Европы. Турция поставляла крымским татарам пехоту и артиллерию, которой у тех не было.

–  Можно ли считать противоборство между Россией и Крымским ханством отзвуком противостояния между христианством и исламом?

–  Вряд ли. Религиозные мотивы в политике Девлет-Гирея отходили на второй план. Хотя Османская империя, покровительствовавшая Крыму, действительно вела «священную войну» против «неверных». На западе –  против империи Габсбургов и Венецианской республики, сильной морской державы в Средиземноморье, на востоке –  против шиитского Ирана. Присоединение к Московскому государству земель Среднего и Нижнего Поволжья, усиление влияния Москвы на Северном Кавказе также не могли не вызывать тревоги в Стамбуле, поскольку он считал эти территории сферой своего влияния.

В 1560-х годах в османских придворных кругах был выработан проект экспансии на северо-восточном направлении. Главным плацдармом для борьбы с «неверными» и «еретиками» должна была стать Астрахань. Через нее предполагалось установить тесные связи с мусульманами-суннитами Средней Азии, а затем единым фронтом выступить против «еретиков» –  шиитского Ирана. Ради этих целей в 1569 году из турецкой крепости Азов на Астрахань был предпринят поход 15-тысячной турецкой армии; по призыву султана в нем участвовали и войска крымского хана. Однако взять Астрахань им не удалось...

Затем в российско-крымских отношениях возник новый поворот: в борьбе за власть на полуострове отдельные представители рода Гиреев стали обращаться за поддержкой к России. На московскую службу стали переходить представители крымской знати, среди них князья (мирзы) Сулешевы и Куликовы, которые вошли в дальнейшем в состав правящей элиты Московского государства.

Правительство Бориса Годунова признало права на крымский престол Сеадет-Гирея II, изгнанного в свое время из Крыма османами. В Москву прибыл его брат Мурад-Гирей, который принес присягу («шерть») московскому царю за себя и своих братьев. В 1586 году он был отправлен русским правительством в Астрахань, которая должна была стать плацдармом для последующего вторжения Сеадет-Гирея в Крым.

–  То есть, говоря современным языком, Москва взяла курс на раскол правящей в Крыму элиты? Стали привечать ту ее часть, которая готова была наладить взаимовыгодные отношения?

–  Да, фактически дело обстояло именно так. Ситуация ведь и дальше нередко обострялась до крайности. Так, в начале 1588 года в Крыму водворился прибывший из Стамбула хан Гази-Гирей (в исторической литературе упоминается также как Казы-Гирей). Чтобы поднять свой авторитет, летом 1591 года он предпринял поход против России. Целью была Москва. Крымские татары дошли до нее, но в решающем сражении потерпели поражение и отступили. И впоследствии уже больше ни разу не подступали к столице...

В конце XVI века были серьезно укреплены южные и восточные рубежи России. В Поволжье был основан ряд новых городов –  Уфа, Самара, Царицын, Саратов... Целая система укрепленных городов (Воронеж, Ливны, Елец, Курск, Белгород, Кромы, Оскол, Валуйки и Царев Борисов город) была построена и на «крымской украине» («окраине»). Так в ту пору называли земли, расположенные на пограничном рубеже между Русским государством и Крымским ханством. В списках городов «от крымской украины» значились Тула, Кашира, Крапивна, Алексин, Серпухов, Таруса, Одоев.

–  Тем не менее набеги татар продолжались и в XVII, и в XVIII веках, последний крымско-татарская конница совершила аж при императрице Елизавете Петровне в 1758 году!

–  Сильные позиции Крымского ханства обеспечивались покровительством Турции, а также его выгодным географическим положением. Захват Крыма русскими войсками являлся весьма трудновыполнимой задачей: требовалось преодолеть огромные пространства по безводным степям «Дикого поля». Неудачей закончились Крымские походы 1687 и 1689 годов под командованием князя Василия Голицына. Точно так же и Азовские походы Петра в 1695 –  1696 годах не смогли полностью предотвратить крымско-османскую экспансию в южные районы России.

Только в 30-х годах XVIII века русским войскам удалось вступить непосредственно на территорию Крыма. В 1736 году русские части во главе с фельдмаршалом Бурхардом Кристофом Минихом сожгли Бахчисарай и опустошили предгорный Крым. Однако присоединить полуостров к России стало возможным только после Русско-турецкой войны 1768 –  1774 годов. По ее итогам был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство становилось независимым от Османской империи и переходило под покровительство России.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Крым #история #война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (6975) от 28.07.2021 под заголовком «Вступить в Крым».


Комментарии