Вселенная Фарна. Что известно о скифах?

Основание русской государственности, как известно, отсчитывают от момента призвания варягов. Случилось это 1160 лет назад. И хотя многие ученые считают данное событие полумифическим, совершенно очевидно, что если оно и произошло на самом деле, то явилось не «началом начал», а лишь определенной вехой. Ведь прошлое нашего Отечества теснейшим образом сплетено с историей многих государств и народов, с древних времен населявших евразийское пространство.

Вселенная Фарна. Что известно о скифах? | Эта композиция украшает золотой гребень, обнаруженный археологической экспедицией в 1913 году в скифском захоронении (курган Солоха, или могила Знаменская) на левом берегу Днепра. /Репродукция. ФОТО автора

Эта композиция украшает золотой гребень, обнаруженный археологической экспедицией в 1913 году в скифском захоронении (курган Солоха, или могила Знаменская) на левом берегу Днепра. /Репродукция. ФОТО автора

Одним из них, как отмечает наш собеседник, кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского госуниверситета Роман НАЛИВАЙКО, были скифы. Их не могли сломить ни карательные походы персов, ни Александр Македонский во время покорения им Средней Азии. Тем не менее этот народ просто исчез, растворился, оставшись лишь на страницах трактатов.

Роман Алексеевич, как только речь заходит о скифах, сразу же вспоминают блоковскую поэму «Возмездие»: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы»…

— Позволю себе процитировать еще пару строк из той же поэмы: «Нас тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте сразиться с нами…». Читая поэму, надо иметь в виду, на фоне каких событий в январе 1918 года она появилась. Шли тяжелейшие переговоры в Брест-Литовске, когда Советскую Россию фактически заставили пойти на крупные, если не сказать катастрофи­ческие, территориальные потери, и Блок провозглашал: мол, нельзя недооценивать нас, потомков скифов, мы еще покажем, на что способны!..

Причем самое любопытное, что к началу ХХ столетия ар­хеологи и антропологи уже доказали, что скифы — вовсе не монголоиды, а представители европеоидного типа. Это было известно, но не принималось во внимание, и под скифами понимали даже не конкретный этнос, а некий обобщенный образ дикого, воинственного, свободолюбивого и непокорного народа.

Любопытно, что предисловие к поэме Блока написал литературный критик Иванов-Разумник, считавшийся создателем особого историко-философского направления «скифства». Его представители были уверены, что события Октябрьской революции — это возвращение России к истокам, к ее восточной сути, символом которой они как раз и считали мифических скифов.

Так что это за народ такой — скифы?

— Считается, что их предшест­венниками были индо-иранские племена, обитавшие в степях Евразии. Часть из них двинулась на запад, заселив в том числе Северное Причерноморье, и стала известна под именем скифов. Другая часть пошла на восток, поэтому ираноязычные кочевники были известны на севере Китая, на территории Алтая…

Точная причина движения неизвестна, поскольку речь о дописьменной эпохе, судить о которой приходится только по археологическим источникам. Ученые выдвигают различные причины подобных перемещений народов, в том числе избыток населения на определенной территории, изменение климата. Лев Гумилев в свое время выдвинул гипотезу, что периодическое понижение уровня Каспийского моря приводило к засухе в степях, а этот фактор в свою очередь вел к миграции кочевников.

Само слово «скифы» происходит от древнегреческого слова, которое большинство лингвистов возводят к индоевропейскому корню skuta со значением «стрелять».

Основным источником сведений о том времени служит археология. Однако сказать точно, какой культурно-исторической общности соответствует та или иная археологическая культура, зачастую достаточно сложно. Скифов обычно связывают со «срубной культурой»: она именуется так, поскольку умерших хоронили в маленьких срубах из несколько венцов. Территорией формирования этой общности ученые называют степную и лесостепную часть Восточной Европы между Днепром и Уралом — именно оттуда они двинулись на запад.

VIII – VII века до нашей эры — время, когда начинает формироваться так называемый скифский племенной союз. В нашей историографии он вызывает наибольший интерес, поскольку именно с ним связывают появление праславянских племен.

Скифы — первый «исторически удостоверенный» народ на пространстве Восточной Европы, о котором сохранились письменные источники — о них писали древние греки. Восточную Европу они называли Скифией, причем выделяли «Скифию Европейскую» и «Скифию Азиатскую».

Геродот, которого, как известно, называют «отцом истории», посвятил скифам целую главу в своем труде…

— Согласно его словам, во главе скифских племен стояла военная аристократия — цари. Кроме того, были жрецы, рядовые свободные воины и рабы. Семьи были небольшими, а линия родства велась по мужской линии. Семьи и группы семей объединялись в кочевые соседские общины, а они группировались в племена.

Важным элементом скифской культуры был Фарн — абстрактное божество в древнеиранской мифологии, приносящее богатство, власть и могущество. В более поздних переосмыслениях Фарн превратился в животное, а также в хищную птицу, в которой после смерти кочевника-воина его душа перемещалась по мирам Вселенной. И одновременно она являлась символом воинской доблести и славы.

Еще одним важным образом была Великая Матерь, или Великая Богиня. Ее знаки-символы скифы наносили на прическу и головной убор: позолоченные фигурки оленей и птиц прикреп­ляли к высокому войлочному лепестку, символизирующему Мировое древо — символ плодородия.

Вся жизнь скифов была пронизана войной. Она стала и главной темой характерного скифского «звериного» стиля, который прослеживается в надгробных памятниках, одежде, украшениях и даже сбруе боевых коней. Воины считали красивым то, что гарантирует победу и выживание, — нечто быстрое, сильное, стремительное. Украшая вооружение звериными мотивами, скифы будто призывали свойства этих животных на всадников и их коней.

Принадлежность мужчины к военной аристократии можно было определить, в частности, по головному убору и наборному поясу. Воинский шлем из войлока красного цвета выполняли в виде головы хищной птицы. На ее макушке мастера укрепляли фигурку коня с рогами козерога (символ возрождения мира). Вторую такую фигурку прикрепляли к лобной части шлема. Слева закрепляли фигурку оленя. Вся эта композиция была позолоченной.

На пряжках наборных поясов изображали готовящихся к прыжку зверей семейства кошачьих. Изображения хищников украшали оружие и служили как талисманы, оберегавшие воинов и отпугивавшие злых духов.

Прекрасная коллекция предметов скифского искусства представлена в Эрмитаже. Наиболее известны золотой гребень из кургана Солоха, датируемый V – IV веками до нашей эры, ­«костромской олень», названный так по группе курганов у станицы Костромская Краснодарского края, датируемый VI веком до нашей эры.

Письменные источники свидетельствуют, что против скифов ожесточенно воевали государства Урарту и Ассирия. Наиболее знаменит завоевательный «скифский поход» правителя могущественной державы Ахеменидов персидского царя Дария, который датируют 513 – 512 годами до нашей эры.

Насколько далеко он прошел, вторгнувшись в Северное Причерноморье, неизвестно, есть разные точки зрения, но именно этот поход стал поводом к появлению такого выражения, как «скифская тактика». Она подразумевает отступление, отказ от генерального сражения, истощение неприятеля, который двигается по чужой враждебной земле. Именно это и не позволило Дарию нанести поражение скифам.

«Скифской тактикой» Наполеон называл и действия русской армии в 1812 году…

— Совершенно верно. Действительно, некоторые элементы стратегии российского командования — отступление в глубь страны, уничтожение припасов, партизанские набеги на противника — названы «скифским планом» в память о сопротивлении Дарию.

Еще веком ранее скифские приемы войны пытался применять Петр I — против шведских войск Карла XII. Это тактика «оголожения земли», заманивания неприятеля, лишения его баз снабжения и путей коммуникации.

Впрочем, давайте вернемся непосредственно к скифам. Письменности у них не было. Однако в настоящее время сущест­вуют скифские словари, один из них был создан нашим современником видным лингвистом Василием Абаевым и содержит более двухсот слов. Из последних работ стоит упомянуть труд московского историка-востоковеда Сергея Кулланды, чьи языковые изыскания позволяют четко отделить скифов от соседних восточных иранцев, прежде всего сарматов.

Все скифские словари созданы на основе тех слов, которые известны из произведений античных авторов — Геродота и Диодора Сицилийского. В них сохранились имена скифских царей, например, Скопасиса, Иданфирса, Таксакиса, ­воевавших с персидским царем Дарием; названия скифских племен: агафирсы, гелоны, а также скифские наименования местнос­тей, рек и водных пространств. Так, например, Черное море скифы называли «Ахшайна» — «темное».

Известны нам и имена скифских «аборигенов», принимавших участие в жизни греческих городских общин Причерноморья. За это надо благодарить греков-колонистов, которые привезли из метрополии обычай наносить на камень имена своих выдающихся граждан.

Судя по вашему рассказу, скифы не собирались покидать занятые ими земли. Куда же пропали их племена?

— Считается, что их господству пришел конец в III веке до нашей эры: с востока на них давили родственные им сарматы и савроматы — тоже иранские племена. В результате, по всей видимости, произошла ассимиляция, и скифы просто растворились среди сарматов. Скифию сменила Сарматия — именно такое название фигурировало в трудах римских историков, например, Клавдия Птолемея, жившего в II веке нашей эры.

Опять‑таки забегая далеко вперед: потомками сарматов считали себя представители польской шляхты, тем самым подчеркивая свое высокое в отличие от простолюдинов происхождение. Правда, под сарматами они понимали германские племена готов…

Сарматские же племена дожили до прихода славян, и сущест­вует даже версия, что этноним «Русь» имеет не северное, скандинавское, происхождение, а как раз южное, сарматское. Топонимы Дунай, Днепр, Дон, возможно, происходят от сарматского «дон», что означает «вода».

Археологи и лингвисты убеждены, что славяне в процессе расселения с V по VII века нашей эры поглотили остатки сарматов. Потом тот же процесс повторится, когда славяне будут заселять северо-восток — территорию будущего Рязанского княжества: там происходила такая же ассимиляция финно-­угорского населения.

Память о скифах тогда еще была жива. Древнерусские книжники знали о том, что когда‑то этот народ жил на территории Руси. О нем упоминает «Повесть временных лет». Когда в XVIII веке происходило рождение российской исторической науки, скифов вообще считали предками, предшественниками славян. Более того, даже в официальной историографии того времени это древнее племя почиталось одним из прародителей.

В вышедших в 1787 году «Записках касательно российской истории» Екатерина II отмечала: «Северные скифы одного языка со славянами… У них были самовластные государи. Скифы терпеть не могли, чтобы другие народы сказывались старейшими. Они почитали дружбу и доб­родетели, любили неустрашимых, пренебрегали богатством, имели скотоводство, одевались зимою и летом в равную одеж­ду. Были всегда на коне, оружие — лучшее их щегольство, суд отправляли, рассуждая здраво, письменного закона не имея, пороки наказывали строго. Храб­рость и справедливость скифов в похвале были у соседних народов… Жены езжали с мужами на войну».

По мере накопления письменных и археологических источников ученые установили, что скифы к славянам все‑таки имеют весьма опосредованное отношение. Да, действительно, какие‑­то контакты были, но хазары, половцы, татары тоже принимали определенное участие в этногенезе восточных славян, однако непосредственными предками славян их назвать никоим образом нельзя.

Тем не менее изучение истории скифов важно, поскольку без них мы не сможем понять нашей культуры. Как уже было сказано выше, иранское население — потомки скифов и сарматов — дожило до расселения славянских племен, было ими ассимилировано. Лингвисты считают, что такие слова, как «бог», «хата», «топор», являются иранскими по происхождению. А слово «исполин» происходит от племени, которое у римских историков фигурировало как одно из скифских племен…

Да и европейцы нередко называли Восточную Европу «Сарматией», «Скифией», подразумевая ее азиатский характер. Действительно, восточный элемент всегда присутствовал в истории и культуре России, а вот какой доминирует — азиатский или европейский — до сих пор является предметом оживленных обсуждений, дискуссий. Особенно в настоящее время — в эпоху переосмысления «европоцентризма» и большего внимания к наследию Востока.


#история #скифы #историки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (7199) от 29.06.2022 под заголовком «Вселенная Фарна».


Комментарии