В одном бою сбил 9 бомбардировщиков. Гвардии старший лейтенант Александр Горовец

Этому летчику принадлежит советский рекорд по количеству сбитых за один вылет немецких самолетов. 6 июля 1943 года заместитель командира 1-й эскадрильи 88-го гвардейского истребительного авиационного полка 2-й воздушной армии Воронежского фронта гвардии старший лейтенант Александр Горовец на самолете Ла-5 в одном бою сбил 9 бомбардировщиков врага. Этот воздушный бой стал для пилота последним.

В одном бою сбил 9 бомбардировщиков. Гвардии старший лейтенант Александр Горовец | Александр Горовец / Фото: Public Domain

Александр Горовец / Фото: Public Domain

Когда началась Великая Отечественная война, Александр Горовец работал в аэроклубе в городе Шахты Ростовской области. После призыва в армию попал в авиашколу, где обучал других летчиков, а с 1942 года в качестве заместителя командира эскадрильи служил на Северо-Кавказском и Воронежском фронтах. Совершил 74 боевых вылета, уничтожил 11 немецких боевых самолетов лично и 6 в группе, а также 40 автомашин, 24 повозки.

Шел второй день Курской битвы, немецкие бомбардировщики наносили мощные удары по позициям советских войск, помогая перешедшим в наступление гитлеровцам. Александр Горовец на одномоторным истребителе Ла-5 вылетел в составе авиационной группы своего полка для патрулирования местности между селами Владимировка, Зоринские дворы и Ольховатка. Советские истребители столкнулись с большой группой, по разным данным от 20 до 50, немецких бомбардировщиков Ju-87 («Юнкерс»).

Историю этого боя позднее излагали очевидцы событий, хотя и по-разному. По основной версии из-за поломки рации Горовец оторвался от группы самолетов своего авиаполка, но продолжил бой в одиночку. В ходе воздушного сражения он выстрелами из самолетного орудия сбил один за другим восемь немецких Ju-87, причем сближался с ними почти в упор. Боеприпасы закончились, и летчик решился на таран – ударил девятый вражеский бомбардировщик по хвосту винтом своего самолета.

Александр Горовец стал возвращаться на аэродром базирования. Однако по пути на базу его атаковали 4 немецких истребителя BF-109. Ла-5 был поврежден и не мог успешно маневрировать. Советский истребитель был сбит, гвардии старший лейтенант Александр Горовец на базу не вернулся. За проявленный героизм летчик посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Версия хода воздушного сражения основана на свидетельстве наземных подразделений, наблюдавших бой одинокого советского самолета с группой немецких. Некоторые историки считают ее легендированной, так как количество потерь немецких самолетов в ходе боя со всей группой летчиков 8-го гвардейской истребительной авиадивизии в этот день оценивается по-разному – от 10 до 18 машин. Однако серьезных причин для опровержения свидетельств очевидцев нет.

Самолет Александра Горовца при падении попал в воронку от авиабомбы и был обнаружен в ходе раскопок только в 1957 году. Были найдены документы на имя летчика и его личные вещи. Героя похоронили близ деревни Зоринские дворы с почестями, на месте гибели летчика установлен бронзовый бюст.

Гвардии старший лейтенант Горовец признан рекордсменом среди советских летчиков во Второй мировой войны. По некоторым данным его рекорд побил только ас люфтваффе Эрих Рудорффер. 6 ноября 1943 года на Ленинградском фронте он сбил 13 истребителей Як-7 и Як-9 за один вылет, что является рекордом люфтваффе. Этот результат даже внесен в книгу рекордов Гиннесса. Однако потери такого числа самолетов на данном участке фронта советской стороной не были подтверждены.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Великая Отечественная война #герои #подвиг #летчики

Комментарии