В гвардию не поступил. История конфликта репетитора и ученика из XIX века
В августе 1860 года министр народного просвещения Евграф Ковалевский получил гневное письмо почетного смотрителя Шадринских училищ Пермской губернии Александра фон Ахта. Тот жаловался на петербургского учителя Александра Рогова, который пообещал подготовить его 18-летнего недоросля к поступлению в один из гвардейских полков. По словам просителя, юноша с треском провалил экзамены, а педагог не захотел возвращать заплаченные ему за обучение 200 рублей серебром. Подробности этой истории сохранили документы Российского государственного исторического архива.
ФОТО pixabay
Молодой дворянин фон Ахт (к сожалению, в документах ни разу не упоминается его имя) приехал в Петербург из Перми в начале 1859 года, мечтая о карьере гвардейского офицера. Для поступления на службу требовалось сдать экзамен, подтверждающий общий уровень образования.
Вчерашнему гимназисту предстояло продемонстрировать умение не делать ошибок при письме, связно излагать свои мысли в сочинении, выдержать устный и письменный экзамены по иностранному языку (немецкому или французскому), а также решить две арифметические задачи. Кроме того, надо было показать достаточно обширные познания в российской и всеобщей истории (с изложением «причин и следствий» событий с древних времен до Наполеоновских войн) и географии.
Поиски репетитора привели юношу к учителю одного из старейших учебных заведений столицы – Исаакиевского училища, основанного в 1781 году на собственные средства императрицей Екатериной II. Это была начальная школа для детей обоего пола, в ней обучали чтению, письму, арифметике, Закону Божьему и рисованию. Училище находилось вблизи церкви во имя преподобного Исаакия Далматского, отсюда и получило свое название.
Преподаватель Рогов взялся за три месяца подготовить фон Ахта к испытанию по всем предметам за 300 рублей серебром. При этом дав письменное обязательство в том, что если подопечный не сдаст экзамен, то он будет бесплатно заниматься с ним до тех пор, пока тот не сможет поступить на службу. Обрадованный «недоросль» выдал наставнику задаток 200 рублей.
В июле 1859 года отец юноши, «будучи совершенно уверен в добросовестности господина Рогова», приехал в столицу, ожидая увидеть новоиспеченного гвардейца и купить ему обмундирование. Однако, к величайшему огорчению, обнаружил, что сын не только не поступил на службу, но даже не приступал к экзаменам и все еще продолжает занятия с учителем, проживая при этом «на собственном своем иждивении».
«Наконец наступил и роковой экзамен, на котором мой сын, приготовляясь еще сверх условия 4 месяца, не мог вполне отвечать и не получил надлежащее число баллов», – жаловался фон Ахт министру народного просвещения. В итоге юноше пришлось проститься с мечтой о гвардии. Единственной причиной провала отец считал «дурное приготовление» учителем Роговым, который, по его словам, «вовсе не проходил» со своим учеником некоторые предметы.
Неудавшийся репетитор согласился вернуть взятые за учебу деньги, однако под разными предлогами все время это откладывал. «Видя уклонность и обман господина Рогова», старший фон Ахт просил министра приказать учителю немедленно возвратить задаток и на будущее воспретить ему «подобное приготовление юношества».
По поручению министра Ковалевского попечитель столичного учебного округа Иван Делянов провел расследование этого дела. По словам Рогова, он шесть с половиной месяцев занимался с несостоявшимся гвардейцем русским языком, географией и арифметикой. Да еще пригласил двух учителей: одного – для преподавания «прочих частей математики», другого – языков. Занятий по другим предметам с юношей не проводили по причине его болезней и частых отлучек в Красное Село, где проходили летние лагерные сборы армейских частей.
Проведя финальную проверку знаний своего воспитанника, Рогов пришел к заключению, что «к 14 августа сын господина фон Ахта имел познания: из математики хорошие, из языков – довольно хорошие, из русского языка и географии – слабые». Поэтому наставник советовал юноше на время отложить сдачу экзамена и продолжить подготовку, однако тот сам виноват: не послушался и подал прошение о допуске к испытанию, «которого не мог выдержать удовлетворительно».
Чтобы разрешить конфликтную ситуацию, Рогов предлагал: он может или продолжить занятия с молодым человеком, или вернуть из полученного им задатка 111 рублей серебром, так как остальные деньги он уже потратил на уплату за уроки приглашенным учителям.
Отец юноши, которому Министерство народного просвещения официально объявило предложение педагога, по-прежнему считал, что незадачливый репетитор в буквальном смысле не исполнил своих обязательств, «взявшись за то, чего не был в силах», и не способен возвратить «потерю времени для моего сына более полугода». Поэтому он считал себя вправе истребовать с учителя все уплаченные деньги целиком. Однако, не желая ввязываться в судебный процесс, согласился получить 111 рублей серебром.
Деньги удержали из жалованья учителя Рогова в Исаакиевском училище. При этом сделали ему строгое внушение, «чтобы он на будущее время не входил ни в какие обязательства, превышающие его познания в обучении детей».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (6997) от 27.08.2021 под заголовком «В гвардию не поступил».
Комментарии