Устали от таможни. Зачем дачники из деревни Терийоки хотели передвинуть границу?

Любопытным документом, найденным в недрах Российского государственного исторического архива, поделилась исследовательница Елена Травина. Речь о том, что в 1881 году дачевладельцы Терийок (ныне Зеленогорск) обратились к министру финансов Российской империи с просьбой зачислить их поселение (тогда это была деревня) «в пределы Русской территории».

Устали от таможни. Зачем дачники из деревни Терийоки хотели передвинуть границу? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Из ближайших к Петербургской столице дачных мест особенно отличается... деревня Терийоки Кивинеббского прихода в Выборгской губернии, - говорилось в документе. - С проведением Финляндской железной дороги местность эта стала все более и более заселяться дачами. В настоящее время в Терийоках существует 200 дач, все они за весьма малым исключением принадлежат лицам, живущим постоянно в Петербурге и приезжающим туда с семействами на все летнее время... В это время население Терийок доходит до 1.500 человек.

С устройством же в текущем году одним из владельцев, именно потомственным почетным гражданином Андреем Ивановичем Дурдиным на собственные средства православной церкви, вся Терийокская местность еще более оживилась и привлекла приезжающих из других дачных мест и из Петербурга, так что в недалеком будущем население Терийок обещает быть весьма значительным».

Это, как принято говорить сегодня, позитив. А в чем же негатив? В том, что жителей Терийок и окрестностей не устраивал двойной досмотр - на финляндской и русской таможнях. Как указывалось в прошении, «не принося существенной пользы», он только затрудняет и таможенное начальство, и дачников. «Кроме того, по правилам Финляндской таможни воспрещается провоз даже и для собственного потребления самых необходимых продуктов, как-то: мяса, чаю, сахару, кофе и вина, а по правилам Русской таможни воспрещается провоз разных маринованных продуктов, как-то: огурцов, грибов, ягод и т. д.».

Как отмечалось в документе, первоначально, когда устраивалась таможенная граница между Россией и Великим княжеством Финляндским, по одну сторону ее были русские поселения, а по другую - исключительно финские. Но постепенно ситуация изменилась. «Русские поселения пошли далее Белого Острова и доходят уже до Выборга и, таким образом, то предначертание правительства о разделении таможенной чертою двух окраин, которое имелось первоначально, оказывается теперь не соответствующим цели».

Резюме? Терийокские дачники предлагали перенести таможенную черту от Белого Острова (ныне Белоостров) к Выборгу, а поскольку для разрешения этого вопроса потребуется время, а насущные потребности жизни не терпят отлагательства, то «разрешить с будущего летнего времени провоз дачниками их вещей и продуктов до ст. Терийоки и обратно без таможенного досмотра».

Департамент таможенных сборов был не против того, чтобы на летнее время перенести таможенную черту за Териойки, о чем он сообщил начальнику петербургского таможенного округа. Тот заподозрил просителей в корысти: «Хотя прошение подписано многими лицами, но заинтересованы в удовлетворении его исхода только некоторые владельцы дач, настроившие их с промышленной целью и желающие просимыми льготами завлечь наемщиков к себе, предпочтительнее пред дачевладельцами других местностей».

Начальник округа признавал, что частые переезды чрез границу сопряжены с некоторыми неудобствами и денежными потерями, однако «и те, и другие с избытком вознаграждаются удовлетворением прихоти жить непременно в Финляндии, когда можно найти столь же удобные и красивые места по сю сторону границы, - и относительною там дешевизною». И подчеркивал: «Хорошо или нет установление внутренних границ, но раз оно допущено и закреплено государственными актами, оно до поры до времени не должно быть нарушаемо, даже ради более серьезных интересов, чем грошовые выгоды и удовольствия Терийокских дачников...».

Окончательная его резолюция в конце письма гласила: «Приказываю оставить без последствий».

- Вопрос стоял гораздо шире, - комментирует ситуацию краевед Евгений Балашов. - В ту пору речь шла о присоединении к Санкт-Петербургской губернии четырех приграничных волостей: инициатива принадлежала владельцам Сестрорецкого завода. Это вызвало протест со стороны финского населения, сборы подписей под «адресом» императору. Подобные идеи возникли еще в первой трети XIX века, но осуществлению их помешала начавшаяся Первая мировая война.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Финляндия #дача #граница #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (6663) от 17.04.2020 под заголовком «Передвиньте границу!».


Комментарии