Уничтожить «горбатого». Как бить помогали и куплеты на злобу дня?

1943 год, Ленинградский фронт, передовые позиции наших войск, затишье. Зенитная батарея 602‑го зенитного артполка. В одной из землянок слышится песня: Вспомним‑ка, ребята, Невскую Дубровку. Славно воевали мы не так давно. «Мессеров» и «Юнкерсов», что к нам залетали, Оптом превращали в железное барахло.

Уничтожить «горбатого». Как бить помогали и куплеты на злобу дня? | ФОТО Википедии / RIA Novosti archive, image #5634 / David Trahtenberg / CC-BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / RIA Novosti archive, image #5634 / David Trahtenberg / CC-BY-SA 3.0

Так проводили свой недолгий досуг воины, одержавшие не одну победу над врагом. Зенитчики давали немецким самолетам свои прозвища. «Фокке-Вульф-189» называли «рамой», «Хеншель-126» — «горбатым», «Юнкерс-88 (87)» — «двуногим», истребитель «Мессершмитт-109» — «мессером».

Полк находился в составе 7‑й зенитной артиллерийской дивизии резерва Главного командования и включал четыре зенитные батареи с пушками калибра 85 мм и роту крупнокалиберных пулеметов. В полку сложилась особая атмосфера — здесь поощрялось художественное творчество (нечто похожее я увидел спустя много лет в послевоенном фильме «В бой идут одни «старики»).

Организатором самодеятельности у нас был командир полка Михаил Самохин. А особую популярность имели куплеты на злобу дня. Я даже запомнил фамилии их исполнителей и сочинителей — Баратов, Парамонков, Инфантьев, Смирнов, Щипачев, Фридман, Парахневич, Зыков.

После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года артполк занял огневые позиции под Пулковскими высотами, прикрывая наши передовые войска от фашистской авиации и отражая массированные налеты бомбардировщиков на Ленинград. В это время над Пулковом стал часто появляться «Хеншель-126». Он летал для разведки боевых порядков и корректировки артиллерийских обстрелов наших позиций.

Сбить «горбатого» оказалось трудно. Нагло, на малой скорости он кружился на небольшой высоте. Полет его был неровный, кругами. Палим по нему со всех сторон и из всех видов оружия, а он как заколдованный летает и летает. Надо было уничтожить «горбатого».

Это удалось зенитной батарее, которой командовал лейтенант Степан Трофанчук. На виду у всего участка фронта третьим залпом немец был сбит. Ликовали все. Это событие тут же было отражено самодеятельностью полка. И никакого другого «горбатого» мы больше не видели.

Дерзкие налеты на передовые части наших войск также совершали истребители неприятеля — «мессеры». Они же сопровождали групповые массированные налеты «Юнкерсов», шедших бомбить Ленинград. Зенитчики комбата Астахова успешно боролись с этими налетами. И в землянках снова звучали куплеты.

Вот летит проклятый «мессер» 
сто девятый.
Хорошо видны нам черные 
кресты,
Но снарядом сбитый, он вдруг 
стал корытом.
Кувыркаясь, падает прямо 
с высоты.

С 1942-го по 1945 год командиром 7‑й артиллерийской зенитной дивизии РГК был генерал-майор артиллерии Григорий Иванович Бойчук. Этот опытный военачальник отличался храбростью. Дивизия под его командованием за проявленные доблесть и мужество была награждена орденом Красного Знамени и получила наименование Пушкинская. Зенитчики дивизии за время боев в Великой Отечественной войне сбили более трехсот самолетов врага. А на счету нашего полка было более восьмидесяти самолетов.

После освобождения Ленинграда от фашистской блокады мы изгоняли захватчиков из Эстонии, с островов Моонзундского архипелага в Балтийском море, а потом воевали в северной Маньчжурии против японских милитаристов.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#война #история #блокада

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (7297) от 15.11.2022 под заголовком «Уничтожить «горбатого»».


Комментарии