У-2 летел из Ленинграда. Судьбу героев-чекистов установили с помощью архивов

Несколько лет назад «СПб ведомости» рассказали о немецком донесении от 10 апреля 1942 года, найденном в Федеральном архиве Германии во Фрайбурге («Живыми врагу не сдались» в номере от 12 ноября 2019 г.). Там хранятся в том числе и материалы вермахта, связанные с битвой за Ленинград. Обнаружил документ петербургский военный исследователь Юрий Лебедев.

У-2 летел из Ленинграда. Судьбу героев-чекистов установили с помощью архивов | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Речь в нем о том, что сбитый пулеметным огнем советский самолет У-2 совершил вынужденную посадку в прибрежной зоне Ладожского озера. Экипаж отказался сдаваться и оказал упорное сопротивление. Летчик подорвал себя и самолет, пассажир открыл огонь и погиб в перестрелке.

Тем не менее кое-какие трофеи противнику все-таки достались. В их числе служебные удостоверения летчика сержанта НКВД Анатолия Киселева и его пассажира – старшего лейтенанта НКВД Бориса Гука, а также их пропуска, из которых следовало, что оба офицера госбезопасности были командированы для выполнения особого задания командования НКВД по Ленинградской области в Тихвин и фронтовую зону в районе Волховстроя на самолете У-2 № 0007. Кроме того, было найдено девять резиновых печатей, «тринадцать паспортов, поврежденных пожаром», пакет с аптечными товарами из аптеки управления НКВД, 41 рубль, несколько карт, а также план полета.

Как отмечал историк блокады Валентин Ковальчук, маршруты самолетов, летавших в Ленинград и обратно, проходили над южной частью Ладожского озера. Редкий полет проходил без боя с немецкими истребителями, которые стремились прервать связь Ленинграда с Большой землей.

Кроме того, метеорологические условия были сложными. Довольно часто на пути самолетов стояли пеленой дожди, туманы, низкая облачность. В тот день, 10 апреля 1942 года, шел сильный дождь, видимость была минимальной, и, скорее всего, летчик отклонился от курса.

Дополнительные штрихи к этой истории дали документы и топографические карты 1-й и 227-й немецких пехотных дивизий, а также 28-го армейского корпуса из коллекции микрофильмов Национального архива США НАРА. Ими поделился научный сотрудник музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» Павел Апель.

Так, в описании боевых действий от 10 апреля 1942 года сообщалось, что в одном километре западнее позиций дивизии, в нескольких километрах от Шлиссельбурга, «1-м противотанковым дивизионом огнем из пулемета был сбит русский биплан. Пассажиры, 2 офицера, мертвы. У них было найдено большое количество удостоверений для партизан, которые, по всей видимости, предназначались для распределения в тылу среди соответствующих агентов».

Вечернее донесение разведотдела штаба 18-й армии в 28-й армейский корпус за подписью лейтенанта графа фон дер Шуленбурга вносило незначительное дополнение, касающееся экипажа сбитого самолета: «1-й пехотной дивизией из пулемета был сбит на Ладоге русский самолет, при этом застрелили одного комиссара».

Подробностями этого эпизода заинтересовался историк спецслужб Станислав Бернев, обратившийся к документам архива УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Как выяснилось, Анатолий Киселев и Борис Гук были сотрудниками 2-го спецотдела управления НКВД по Ленинградской области.

– Самолет вылетел с Комендантского аэродрома в Ленинграде и должен был приземлиться в районе Тихвина к полудню 10 апреля, – отмечает Станислав Бернев. – Однако в пункте посадки он не появился. Исчезновение самолета с двумя офицерами областного управления НКВД ЛО, направленными со спецзаданием в Тихвин, не могло остаться незамеченным. По маршруту следования был предпринят поиск, но он никакого результата не дал. 

20 мая 1942 года оба офицера были исключены из списков и сняты с денежного довольствия как «пропавшие без вести».

Собранные сведения из архивов России, Германии и США позволили понять, что же действительно тогда произошло. Борис Гук и Анатолий Киселев не пропали без вести, а приняли бой и с честью выполнили долг перед Родиной...

– Еще в 2013 году ко мне обратился внук Анатолия Киселева, проживающий в Петербурге, который интересовался судьбой своего деда, – рассказал Станислав Бернев. – Ему было известно только то, что он служил в НКВД в блокадном Ленинграде и пропал без вести. Увы, тогда я ничем не смог помочь в его поисках. И только сейчас нам удалось установить судьбу его геройски погибшего деда. Уверен, что имена павших в бою чекистов будут увековечены в Зале истории управления ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Великая Отечественная война #история #подвиг

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (6917) от 05.05.2021 под заголовком «У-2 летел из Ленинграда...».


Комментарии