Турецкий Киев? Почему «мать городов русских» оказалась за пределами России

Не так давно в календаре промелькнула дата: 340 лет назад, в начале 1681 года, Киев стал российским городом. Произошло это событие в результате Бахчисарайского мирного договора, подписанного между Россией, Крымским ханством и Османской империей. А предшествовали ему весьма драматические события, когда «мать городов русских», бывшая столица древнерусского государства, побывала и под поляками, и даже (формально) под турками. Как отмечает наш собеседник, заведующий Отделом древней истории России Санкт-Петербургского института истории РАН доктор исторических наук Павел СЕДОВ, на самом деле московское государство вернуло Киев де-факто несколькими десятилетиями раньше. Но, чтобы понять его судьбу, нам не обойтись без серьезного разговора об истории отношений между Россией, Украиной, Польшей и Турцией.

Турецкий Киев? Почему «мать городов русских» оказалась за пределами России | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

– Павел Владимирович, из самого обычного школьного учебника известно: сокрушительный набег монгольского войска на Киев в 1240 году, разорение, гибель мирных жителей... А вот что было с Киевом дальше, мы как-то слабо себе представляем.

– Городу был нанесен страшный урон, и в прежнем могущественном виде он уже не существовал. Жизнь теплилась вокруг церквей и монастырей... Еще при двух поколениях после нашествия хана Батыя, когда великими князьями Владимирскими были Ярослав Всеволодович и его сыновья Андрей и Александр, Киев был формально подчинен их власти, но затем перешел в непосредственное управление ханских баскаков.

Еще одно очень важное обстоятельство: весной 1300 года митрополит Максим перенес свою резиденцию из Киева, так и не оправившегося от разорения, в великокняжеский Владимир. Это означало переход на северо-восток политического центра Руси.

...Со школьной скамьи нам памятно понятие «татаро-монгольское иго». Сейчас этого термина не то чтобы избегают, но стараются использовать более корректный – «ордынская власть». Дело в том, что иго – особо жестокая форма правления. Ордынская власть, конечно, не подарок, но и тотального и постоянного насилия Орды над Русью тоже не было. Кроме того, есть и соображения политкорректности: выражение «татаро-монгольское иго» бросает тень на нынешних татар и монголов. Зачем? Это, разумеется, не решающий аргумент, но он тоже присутствует.

Отношения между Русью и покорившей ее Ордой развивались по-разному. Русские князья женились на дочерях хана, иногда сами звали татар на помощь, чтобы решить свои отношения в притязаниях на власть. Орда переживала эпохи расцвета и упадка, там происходили свои междоусобицы. В результате одни князья поддерживали одного хана, другие – другого.

Орда не была незыблемой и неуязвимой: в 1362 году она потерпела первый крупный разгром в полевом сражении – в битве на Синих водах. Победу одержало Великое княжество Литовское, которое в ходе нашествия XIII века татары обошли стороной. И именно после этого сражения часть русской территории, подконтрольная Орде, в том числе Киев и Чернигов, оказалась под властью Литвы.

– Для Киевской земли это было благом?

– Пожалуй, что да. Киев избавился от ордынской власти, а Литва в XIV веке вела себя лояльно по отношению к православному населению. Это ведь было последнее языческое государство в Европе: оно формально приняло христианство (в католическом варианте) только после Кревской унии 1385 года. Русский язык в Литве был, если можно так сказать, вторым государственным.

Русские князья там не чувствовали себя уязвленными, они занимали в государстве высокие должности. Так что русские западные земли склонялись под власть Литвы если и под силой оружия, но без особого сопротивления. Им это было выгодно: они переставали платить дань в Орду. Правда, это не избавило Киев от разорительных татарских набегов. В 1416 году войска золотоордынского эмира Едигея почти полностью сожгли город, разорили Киево-Печерский монастырь...

В политических маневрах того времени никто уже не вспоминал о том, что Киев когда-то был «матерью городов русских». Недаром в 1471 году польско-литовский монарх Казимир IV, соперничавший с Иваном III в деле собирания русских земель, даже упразднил Киевское княжество: оно чересчур окрепло под управлением князя Семена Олельковича и грозило стать слишком уж самостоятельным.

Политика тогда исходила из реальных интересов: московский государь окончательно освободился от ордынского ига в 1480 году и состоял в союзнических отношениях с крымским ханом Менгли-Гиреем. Москва поддерживала Крым против Большой Орды, а Крым в свою очередь помогал Москве бороться с Литвой.

Осенью 1482 года крымский хан совершил разорительный набег на южные земли Великого княжества Литовского, в том числе и на Киев. Как писали московские летописи, набег был совершен «по слову» Ивана III: с просьбой о нападении на Подолье и Киев в Крым было отправлено московское посольство во главе с Михаилом Кутузовым. Согласно Никоновской летописи, ханские воины сожгли город Киев, подвергнув его страшному разграблению. Многие люди были уведены в крымский плен.

Поскольку Киев являлся «южными вратами» в Великое княжество Литовское, оно предприняло серьезные усилия, чтобы его возродить. Со всей территории государства были направлены зодчие для восстановления укреплений...

Следующим важным событием для киевских земель стало заключение в 1569 году союза между Литвой и Польским королевством, объединение их в одно государство – католическую Речь Посполитую. В ней значительная часть православного населения – украинцы и белорусы – чувствовала себя уже не так комфортно, как прежде. В XVII веке началось уже серьезное притеснение православной веры и православного населения. Ответом стало движение Богдана Хмельницкого.

– Иными словами, восстание против польского владычества?

– Да. Кстати, к тому времени земли бывшего Киевского княжества и соседние уже назывались Украиной. Поясню, о чем речь. Украина поначалу – понятие не государственное, а территориальное. Имелась в виду «окраина», «край» государства. В данных случаях ударение в слове «украина» делали на вторую гласную.

В Русском государстве XVI – XVII веков были Польская украина – это граничившие с Диким полем южные рубежи Руси, Литовская украина – западная граница, даже Немецкая украина – новгородские и псковские рубежи. Причем под Немецкой украиной подразумевались земли на границе со шведами: просто на Руси «немцами» именовали всех западных христиан-католиков.

Что касается центральной части современной территории Украины, то за ней и в Речи Посполитой, а затем и в Московском государстве XVII века закрепляется наименование Украина, хотя в России того времени чаще говорили и писали «черкасы» и Запорожская Сечь...

Движение Хмельницкого – это перелом в народном сознании. Именно тогда, в середине XVII века, Украина родилась как самостоятельная идея. Это не значит, что украинцы не чувствовали свою особость, обособленность и прежде. Чувствовали. Было и понятие «москали», но оно не носило такой современной негативной коннотации, как сейчас. Так в просторечии в Речи Посполитой называли жителей «московской стороны». Но вместе с тем было представление, что и «москали», и белорусы, и обитатели Украины – русские. Объединяющим началом была православная, или русская, вера, как ее иногда именовали в XVII веке.

В результате восстания против Речи Посполитой Украина добилась автономии во главе с выборным гетманом. Но поляки-католики, придя в себя, снова стали угнетать православных. Богдан Хмельницкий в исторической перспективе рассудил правильно: на востоке Европы действовали три мощных «игрока» – католическая Речь Посполитая, мусульманская Османская империя и православная Россия. Выбор был очевиден. Хмельницкий заключил союз с Россией, хотя в немалой степени это решение было вынужденным. Просто он понимал, что без мощной России ему не выстоять против польско-литовского государства.

Понимаете, существуют две крайности. Одна – советского времени: мол, два братских народа счастливо воссоединились. Они действительно братские, но между ними были и сложности, и даже войны. Другая, которую мы сейчас видим на Украине: Переяславская рада 1654 года – малозначимое историческое событие, поскольку Украина всегда стремилась к независимости. Между этими крайностями довольно сложная историческая реальность.

На Переяславской раде (это был всеобщий сход свободного казачьего населения) было провозглашено вхождение Украины в состав России. И Киев таким образом оказался в составе русского государства. А вот дальше начались сложности. Центральная Украина из автономии Речи Посполитой автоматически превращалась в территорию России. Москва обещала сохранить самостоятельность: выборность гетмана, привилегии городов. Украина только на этих условиях готова была пойти под власть русского царя.

– Москва была готова к таким уступкам?

– Она рассматривала подобные послабления как временные, несовместимые с сутью самодержавного государства. И шаг за шагом Москва начала стеснять украинские вольности и привилегии... А польская элита, потеряв часть своей державы, – это же катастрофа! – стала переманивать верхушку казачества, обещая ей привилегии польской шляхты. Ни у французского дворянства, ни у какой еще знати не было такой политической власти, как у польских панов и шляхты. И это, конечно, манило...

Вот почему после смерти Богдана Хмельницкого в 1657 году маятник качнулся в другую сторону. Новый гетман Иван Выговский переметнулся на сторону Речи Посполитой, заключив с нею Гадячский мирный договор. А в то время уже шла тринадцатилетняя русско-польская война (1654 – 1667). Началась она катастрофическим разгромом поляков, каких они давно не знали. Русские войска без особых усилий заняли едва ли не четвертую часть польского государства. И не потому, что они были уж так сильны. Просто Речь Посполитая тогда развалилась: на нее напала Швеция, и часть литовской знати перешла на шведскую сторону.

Но потом все покатилось в обратную сторону. В Конотопской битве 1659 года гетман Украины сражался вместе с татарским войском против русской армии, и она потерпела страшное поражение. Цвет российского дворянства был физически изрублен в бою. Сейчас официальная украинская историческая версия считает Конотопскую битву великой победой в борьбе за независимость. Но вообще-то в ней решающую роль сыграли татары.

Кончилось все Андрусовским перемирием 1667 года. Украина была поделена пополам, по Днепру: Левобережье отошло России, Правобережье – Речи Посполитой. При этом обладателем Киева, находившегося на правом берегу, была провозглашена Россия, но только на два года. Когда они миновали, поляки потребовали вернуть город, но московская сторона ответила отказом: мол, вы строите козни против русского царя, притесняете православных, Киев не отдадим!

Но тут в события вмешалась Османская империя, и все еще больше усложнилось.

– Каким образом?

– Турция тогда была на пике могущества, она пыталась подчинить себе и польские земли. Польско-турецкая война 1672 – 1676 годов закончилась поражением Речи Посполитой. По заключенному мирному договору она уступала Турции Правобережную Украину, включая Киев – формально польский, а фактически русский.

Но пока шли польско-турецкие переговоры, Россия ввела на Правобережную Украину свои войска. Началась война России с турками. Политическим центром гетманской власти на Правобережье в то время был город Чигирин. В 1677 году русские вместе с украинскими казаками отчаянными усилиями плечом к плечу отстояли его от турок. Но в следующем году те его все-таки захватили, хотя в полевом сражении у города русские и одержали победу. Кстати, обороной Чигирина командовал шотландец Патрик Гордон, который впоследствии станет одним из сподвижников Петра I. Гордон оставил очень подробный дневник, где в деталях описал ход сражения. «Чигирин был взят, но не покорен», – утверждал он.

Потеря Чигирина привела к отступлению русской армии за Днепр, имевшему катастрофический характер. И хотя в Киев турки не пошли, иностранные дипломаты сообщали о тревожных, едва ли не панических настроениях в Москве. Надо было срочно мобилизовывать все военные ресурсы, формировать новые полки...

По Бахчисарайскому миру 1681 года турки признали Киев за Россией, но большая часть Правобережной Украины осталась под их контролем. Граница с Турцией прошла буквально в нескольких верстах от Киева.

– То есть с турками Россия договорилась, а с поляками?

– Польша в свою очередь тоже хотела вернуть утраченные земли Правобережной Украины. Москва предлагала: давайте вместе повернем оружие против турок. Речь Посполитая отвечала: хорошо, только сначала верните нам Киев. В этом был камень преткновения. И все это время продолжался натиск Османской империи на христианские земли.

Чтобы осознать турецкую угрозу, надо понимать, что Венгрия уже была поделена пополам, турки грозили вторжением в Центральную Европу. В 1683 году у стен Вены произошла решающая битва объединенного христианского войска с турками, важную роль в победе над ними сыграл польский король Ян Собеский. Это сражение по сей день по праву составляет национальную гордость поляков. Оно стало переломным и для противостояния Европы и Османской империи. С этого момента турки стали отступать, а христианский мир – возвращать себе утраченные земли.

Началось обсуждение общих действий европейских государств в борьбе против турецкой угрозы. В этих условиях поляки пошли на уступки, и в 1686 году Россия заключила с Речью Посполитой «Вечный мир». По нему польская сторона навсегда признала Киев за Россией, получив за формальный отказ от него 146 тысяч рублей.

– Рискну предположить, что Киев, утраченный в XIV веке, серьезно отличался от обретенного в XVII столетии...

– Конечно. В Великом княжестве Литовском, а затем и в Речи Посполитой он занимал особое положение. Его древний статус очень высоко ценили. А после того как по Андрусовскому перемирию 1667 года Киев де-факто стал частью России, он оказал большое влияние и на нее. Основанная митрополитом Петром Могилой в 1640-х годах Киево-Могилянская академия сыграла важную роль в распространении передовых знаний для России.

Из Киева в Россию была перенесена традиция учености Речи Посполитой: латинское образование в широком смысле слова, которого в Московском государстве не было. В Речи Посполитой едва ли не каждый уважающий себя шляхтич знал язык католического богослужения.

И, конечно, в первую очередь именно из Киева в Россию проникли элементы культуры эпохи барокко. Речь шла о новых формах школьной образованности, стихосложения, церковного пения, архитектуры, одежды, даже приготовления еды.

Киев снова явился «матерью городов русских», но уже в ином смысле: речь шла об историческом воссоединении некогда единых земель, но на этот раз под властью российского самодержавия, которое на просторах Восточной Европы оказалось самым сильным государством. У меня на этот счет есть обдуманная мысль: история не бывает неправильной, бывают только неправильные ее интерпретации.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #средневековье #государство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (6888) от 24.03.2021 под заголовком «Киев чуть не стал турецким».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».