Царь, террорист и патриот: кого можно увидеть на выставке «Из истории фотографии» в Эрмитаже
Три портрета - Александр II в штатском, террорист Дмитрий Каракозов и спасший императора от роковой пули Осип Комиссаров - стали хитами выставки «Из истории фотографии», которую Эрмитаж открыл в своем реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня».
Дмитрий Каракозов, Александр II и Осип Комиссаров. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Проект посвящен 180-летию со дня изобретения фотографии и представляет 70 снимков, созданных в разных техниках в 1840 - 1910-е годы. Начиная с несовершенных опытов с материалами и техникой съемки - «Портрет монаха», сделанный в мастерской «Карутц», и «Ливанский кедр» Эрнеста Бенеке, отпечатанный на соленой бумаге.
Упомянутые три снимка появились при совершенно разных обстоятельствах. Портрет Каракозова сделан в 1866 году вскоре после неудачного покушения. Двумя годами ранее в петербургской городской полиции начал работу павильон для изготовления тюремных снимков. Террорист стал одним из его «клиентов». К тому же, 1866-му, году относится изображение Комиссарова. Этому крестьянину было пожаловано потомственное дворянство, его фото распространялись по России в воспитательных целях.
Портрет Александра II сделан через десять лет в Германии в фотоателье W. Sternitzki. В отличие от российских портретов, где цари обычно изображались в военной форме при всем параде, здесь Александр II снят в гражданском платье.
Интересный образец фотофиксации создан в 1890-е годы на раскопках Херсонеса художником и фотографом Михаилом Протопоповым. Почетное место отведено снимкам Федора Николаевского, «персонального» фотографа Императорского Эрмитажа. Это изображения древнеримского «Саркофага Федры и Ипполита», а также «Зал итальянской школы в Новом Эрмитаже». На последнем снимке хорошо видна «Мадона Литта» Леонардо да Винчи. Кстати, тогда фото залов делали гораздо реже, чем отдельных предметов. Музейные хранители боялись, что громоздкая фототехника может повредить интерьеры.
Ни одна выставка старой фотографии не может обойтись без Карла Буллы, в данном проекте это «Вид обрушенного Египетского моста», катастрофа произошла в 1905 году. Рядом показана работа неизвестного мастера - «Дворик Выборгской стороны», дающий представление, каким был в те годы непарадный деревянный Петербург.
Одна фотография - «Портрет Константина Сомова в костюме Аладдина» имеет автограф: «Милой и доброй Анне Карловне от глубоко ей преданного К. С. 1 января 1910 года». Адресатом была жена Александра Бенуа, костюм сделан для «восточной» вечеринки в «Башне» Вячеслава Иванова. В духе художников «Мира искусства» снимок отпечатан на соленой бумаге (тогда это была уже ретротехнология) в ателье «Боассон и Эгглер», которая располагалась на Невском проспекте, 24.
Два фото писателя Ивана Тургенева представляют исторический курьез: в 1880 году ателье «Левицкий и сын» сделало снимок для тиражирования и продажи; ловкое ателье «Везенберг» наладило производство некачественных, но более дешевых реплик. Контрафакт тогда был ненаказуем, поскольку фотография не считалась искусством. Авторские права на нее стали защищать в России только с 1912 года.
Выставка «Из истории фотографии» будет работать в течение целого года ежедневно, кроме понедельников, с 11.00 до 17.00. Ее посещение бесплатное, необходимо взять в кассе специальный билет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (6546) от 15.10.2019 под заголовком «Царь, террорист и патриот».
Комментарии