Царь эфиопский, герой оперы. Загадка гипсового бюста из музея-усадьбы «Суйда»

В музейных коллекциях есть предметы, чьи истории еще до конца не разгаданы. Есть такой экспонат и в музее-усадьбе «Суйда»: это скульптурное изображение, которое до недавнего времени обозначали как «бюст неизвестного воина». И никак не могли определить, кто он такой и как связан с Абрамом Петровичем Ганнибалом, владельцем суйдинской усадьбы.

Царь эфиопский, герой оперы. Загадка гипсового бюста из музея-усадьбы «Суйда» | Популярность оперы стала причиной появления разного рода сувениров и художественных изображений. ФОТО АВТОРА

Популярность оперы стала причиной появления разного рода сувениров и художественных изображений. ФОТО АВТОРА

Бюст полметра высотой выполнен из гипса, на нем остались следы краски - коричневой, красной и зеленой. Скорее всего, он представлял собой украшение гостиной. Увы, на предмете нигде нет ни клейма, ни маркировки, но специалисты говорят: с наибольшей долей вероятности он относится к концу XIX - началу ХХ века.

Появился этот бюст у нас в 1988 году: на пушкинском празднике его подарил музею известный сценарист и режиссер М. И. Лейкин. Михаил Иосифович рассказал, что ему в свою очередь эту скульптуру передал священник церкви Успения Пресвятой Богородицы - во время проведения памятной акции «Последняя дорога А. С. Пушкина» в 1987 году в селе Городец Лужского района. Он нашел ее у себя на участке и был уверен, что это изображение Абрама Петровича Ганнибала, поскольку здешние земли когда-то были родовым имением его потомков по линии средней дочери Анны.

Мы усомнились в портретном сходстве, тем не менее было очевидно, что запечатленный персонаж явно похож на африканца. Но кто он - оставалось загадкой. Друг нашего музея художник П. А. Шакурин предположил, что это актер. И очень скоро эта версия подтвердилась. Мы не успели еще определить театрального персонажа, как от старшего научного сотрудника областного Музейного агентства В. О. Андрохановой пришла подсказка. Побывав у нас в гостях, она сразу же узнала в нашем герое одного из персонажей знаменитой оперы «Аида»: Амонасро - эфиопский царь, выступивший против Египта, отец рабыни Аиды.

Опера «Аида» была написана к открытию Суэцкого канала. Египетский хедив (вице-султан - этот титул существовал в период зависимости страны от Османской империи) Исмаил-паша заказал ее Джузеппе Верди. Тот сначала отказался, но после длительных уговоров, гонорара 30 тысяч долларов и прочтения краткого сюжета легенды, расшифрованной с древних папирусов французским египтологом Мариеттом, согласился.

Опера, впервые представленная на сцене Каирского театра 24 декабря 1871 года, имела грандиозный успех. С тех пор «Аида» - один из любимейших спектаклей многих оперных трупп во всем мире. В России она впервые была поставлена итальянской труппой в 1875 году - произошло это в Петербурге, здесь же спустя полтора года она прозвучала и на русском языке.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#экспонаты #музей #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (6603) от 15.01.2020 под заголовком «Царь эфиопский, герой оперы».


Комментарии