Три жизни канонерки. История корабля «Красное Знамя»

Сентябрь 1944 года. Наша канонерская лодка «Красное Знамя», находясь в Кронштадте, усиленно готовится к походу. Две недели мы грузим на нее боезапас и продовольствие, думая, что пойдем освобождать Прибалтику. Неожиданно для команды на нашей лодке появился писатель Алексей Николаевич Толстой. Он знакомится с личным составом и рассказывает нам о своих планах. Толстой хочет написать роман о нашем корабле, который, по его замыслу, будет называться «Вторая жизнь».

Три жизни канонерки. История корабля «Красное Знамя» | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

Но, пожалуй, у нашего корабля, кстати, самого старого в советском военном флоте, были не две, а даже три жизни. Построенная в 1895 году, канонерская лодка получила название «Храбрый» и, можно сказать, подтвердила его, отважно участвуя в Первой мировой войне и Моонзундском сражении 30 сентября 1917 года.

Вторая жизнь у канонерки наступила в последний день 1922 года, когда ее переименовали в «Красное Знамя». А третья началась, когда она снова вернулась в строй после того, как в ноябре 1942 года была затоплена финской торпедой у острова Лавенсаари. В конце следующего года ее подняли и отремонтировали.

Как бы то ни было, но воплотить свой замысел писателю не удалось – вскоре его не стало...

2 октября до нас дошел слух, что мы пойдем в Финляндию. Никто в это не поверил, потому что еще не вся наша земля была освобождена от вражеской нечисти. Однако утром следующего дня мы действительно выходим в Финский залив. Проходим Толбухин маяк, и нас «большим сбором» приглашают в кубрик. Командир вскрывает пакет. Да, мы идем в Хельсинки. Наша задача быть в группе поддержки Союзной контрольной комиссии, которую возглавляет член Верховного совета Ленинградского фронта А. А. Жданов. Он должен был вести переговоры с президентом Финляндии Маннергеймом о выполнении условий перемирия.

5 октября входим в Хельсинки. В гавани собирается многотысячная толпа, и все просят отвернуть наши орудия от города. А надо сказать, что на нашем корабле имелось девятнадцать стволов вооружения и пять из них были 130-мм калибра. И мы были не одни. С нами пришли морские охотники, бригада подводных лодок под командованием контр-адмирала С. Б. Верховского, 4-я бригада траления под командованием контр-адмирала Ю. П. Белова и ряд других кораблей.

В это же время на аэродроме в пригороде Хельсинки приземлился «Дуглас», на котором прилетел Жданов и сопровождающие его лица. В тот же день начались переговоры о разоружении, демобилизации финской армии и выводе из этой страны немецких войск.

До 4 декабря шла демобилизация, а мы охраняли безопасность Союзной контрольной комиссии и выполняли некоторые другие операции. Так, в ночь с 6 на 7 ноября я с двумя матросами на катере КМ-4 вышел в дозор в Финский залив, и через некоторое время мы обнаружили там немецкую подводную лодку. Доложил командиру корабля. И прибывшие морские охотники ее уничтожили.

Как известно, заключив договор о перемирии с Финляндией, советское командование смогло снять некоторое количество войск с этого направления и перебросить на другие участки фронта.

После демобилизации финской армии нам разрешили увольнения в город. Жители Хельсинки были к нам дружелюбны, хотя во время войны финские шуцкоровцы не уступали немецким эсэсовцам. Затем были другие походы нашей канонерской лодки «Красное Знамя» на запад, но война уже шла к концу...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#корабли #история #судостроение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 49 (6887) от 23.03.2021 под заголовком «Три жизни канонерки».


Комментарии