Светлое будущее без печных горшков. Как в СССР боролись с кухонным рабством

Практически каждое знамя в коллекции нашего музея – произведение искусства и одновременно памятник своей эпохи. В том числе и то, что принадлежало Ленинградскому губернскому отделу профсоюза рабочих нарпита и общежитий. Рисунок на его лицевой стороне изображает, как мужчина-рабочий молотом разбивает цепи, которыми прикована к кухонной плите женщина-работница.

Светлое будущее без печных горшков. Как в СССР боролись с кухонным рабством | Из коллекции Государственного музея политической истории России

Из коллекции Государственного музея политической истории России

Таким образом наглядно выражена идея «Долой кухонное рабство!», которую большевики пытались реализовать в первые десятилетия советской власти. Домашний очаг и семейную трапезу они считали буржуазными пережитками, отвлекающими женщину от участия в производстве и общественной деятельности. Уже в период «военного коммунизма» в Советской России открылось множество общественных столовых. Правда, они не были изобретением большевиков. Такие заведения появились еще в царской России, а в Англии, где проживали многие русские революционеры-эмигранты, функционировало множество дешевых рабочих столовых.

Большевики со свойственным им радикализмом превзошли всех. В условиях нехватки элементарных продуктов привязать к учреждениям «коммунального котла» практически все население оказалось несложно. Именно тогда возникли все «прелести» советского общепита: скудный ассортимент, несоблюдение гигиены, низкое качество пищи.

Казалось бы, с началом нэпа, когда возродились кафе и рестораны, частная торговля, идея общественного питания должна была умереть. Однако ничего подобного! В 1923 году было создано товарищество «Народное питание» (Нарпит), открыты десятки столовых для рабочих. Специалисты даже выработали для них научно обоснованные типовые меню обедов с определенной калорийностью.

В Нарпите мечтали о фабриках-кухнях с чудо-мясорубками, картофелечистками, которые проложат путь в светлое будущее «без печных горшков» и «без частной кухни». На музейном знамени, кстати, именно повар на фоне земного шара держит лозунг, вышитый серебристой металлической нитью: «Через труд и дисциплину улучшаем свою жизнь и всем знанием и силой укрепляем коммунизм».

В период форсированной индустриализации и насильственной коллективизации в крупнейших городах были построены гигантские фабрики-кухни. Они в массовом порядке поставляли готовые блюда в рабочие столовые и полуфабрикаты в магазины. Тогда всерьез заговорили «о ликвидации домохозяйки как класса»: женщина  нужна была в цехах, на стройках и в поле...

Впрочем, и фабрики не сделали пищу вкуснее. Об этом свидетельствует хранящаяся в музее посуда начала 1930-х годов с примечательными лозунгами «общественное питание под огонь рабочей самокритики». Да и партийное руководство предпочитало питаться не в столовых, а у домашних поваров-кулинаров. Но лишь после провала утопических прожектов курс на принудительное общественное питание был снят.

Своего рода реабилитацией домашнего очага стал выпуск книги «О вкусной и здоровой пище» (ее первое издание появилось в 1939 году), ставшей мечтой нескольких поколений хозяек. Правда, говорили, что книга рекомендует недоступные продукты и нереализуемые кулинарные рецепты. Однако важнее другое: женщину на кухне перестали воспринимать как препятствие на пути к коммунизму, а приготовленную дома еду – как предательство дела равноправия.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#общепит #СССР #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (6888) от 24.03.2021 под заголовком «Светлое будущее без печных горшков».


Комментарии