Странствующий тапер. Что связывало Сергея Рахманинова с сетрами Скалон

Декабрьским утром 1890 года мимо Никольского собора, затем через Театральную площадь, через Поцелуев мост и направо, к Благовещенской площади, двигалась коляска. Сидящий в ней молодой человек осматривал город, который он покинул лет пять назад... Это был Сергей Рахманинов.

Странствующий тапер. Что связывало Сергея Рахманинова с сетрами Скалон | Имение «Игнатово», 1897 год, слева направо: Наталья Скалон, Сергей Рахманинов, Вера Скалон. У лестницы стоит Людмила Скалон. Сидящий справа мужчина до сих пор остается неизвестным.

Имение «Игнатово», 1897 год, слева направо: Наталья Скалон, Сергей Рахманинов, Вера Скалон. У лестницы стоит Людмила Скалон. Сидящий справа мужчина до сих пор остается неизвестным.

Он только что приехал поездом из Москвы, где учился в консерватории, и направлялся в штабной дом Конной гвардии на Благовещенской площади. В нем находилась квартира генерала Дмитрия Антоновича Скалона - историка, писателя, адъютанта великого князя Николая Николаевича-старшего во время русско-турецких войн XIX века. Здесь же дочери генерала - Наталья, Людмила и Вера (двадцати, восемнадцати и пятнадцати лет) - с нетерпением ждали московского гостя... Именно в доме Скалона впервые в Петербурге зазвучала музыка Сергея Рахманинова.

С семьей генерала он познакомился летом того же года в имении «Ивановка», принадлежавшем близким родственникам Скалонов - супругам Александру Александровичу и Варваре Аркадьевне Сатиным (последняя приходилась сестрой отцу Сергея Рахманинова).

В «Ивановке» молодежь подружилась, а между 17-летним Сергеем и Верочкой Скалон зародились теплые чувства. Спустя несколько лет они угасли, но созданные Рахманиновым в 1890 - 1891 годах произведения, посвященные Верочке и ее сестрам (романс «В молчаньи ночи тайной» на стихи Федора Тютчева, а также вальс и романс для фортепиано в шесть рук) до сих пор напоминают нам о романтической дружбе Рахманинова и сестер Скалон...

В декабре 1890 года Рахманинов приехал не только повидать сестер Скалон, но и присутствовать на премьере оперы «Пиковая дама» Чайковского в Мариинском театре. Поселился он у матери, которая снимала квартиру в угловом доме № 133/9 на набережной реки Фонтанки, но, как вспоминала Людмила Скалон, «почти все время проводил у нас», и тогда сестры часами сидели у рояля и в восторге слушали игру Сергея.

«Наши родители любили Сережу, но в то время еще не видели в нем замечательного музыканта. Они только пожимали плечами и качали головой, удивляясь, что три девушки так ухаживают за молодым человеком», - отмечала Людмила Скалон. Сестры уговаривали Сережу побольше играть собственных сочинений. Он отказывался, играл Шопена, Чайковского, но Верочке иногда удавалось его переубедить, и тогда Сергей играл свои сочинения тех лет.

- Вот видите, я говорил, что если бы не был музыкантом, вы бы и не замечали меня... Ах я бедный, странствующий тапер! - подобные слова Рахманинов не раз произносил шутя или повторял в письмах...

Уже с конца 1890-х его сочинениями в Петербурге дирижировали Римский-Корсаков, Глазунов, Аренский, позднее - и сам автор. В столице прошли три мировые премьеры его масштабных сочинений. Речь о 1-й и 2-й симфониях: в 1897-м обе провалились, в 1908-м имели огромный успех, а также о поэме «Колокол» для хора, солистов и оркестра, поставленной в 1913 году.

Кроме того, почти ежегодно, а иногда и несколько раз в сезон с 1900-го по 1917 год Рахманинов приезжал в Петербург как композитор-пианист и играл в зале Дворянского собрания (ныне Большой зал Филармонии), в Мариинском театре, Консерватории и многих других залах столицы...

Семейство Скалонов он никогда не забывал и навещал его вплоть до 1917 года, когда с семьей покинул Россию.

Старики Скалоны умерли один за другим в 1918 и 1919 годах. Верочки не стало еще в 1909 году - она страдала неизлечимой формой ревматизма, сестры Наталья и Людмила остались в России. Сын Людмилы (по мужу Ростовцовой) с женой работали в Эрмитаже и умерли в 1942 году во время блокады. Младший сын генерала, Николай Скалон, офицер царской армии, эмигрировал в Германию.

Дом на Благовещенской площади (ныне площадь Труда, 6), где жили Скалоны, во время блокады сильно пострадал от бомбежек. После войны он был восстановлен, но потерял при этом облик «рахманиновских» времен. Установить расположение квартиры Скалонов также не представляется возможным.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#композиторы #музыканты #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 050(6648) от 20.03.2020 под заголовком «Странствующий тапер».


Комментарии