Страница в летописи. Ее вписали в «огненные будни» блокады

Эта книга давно уже стала библиографической редкостью. Капитальный труд «Архитектурно-планировочный обзор развития города» был издан в Ленинграде в 1943 году и стал настоящим подвигом его создателей. На титульном листе значилось: «Издано в Ленинграде в дни Великой Отечественной войны».

Страница в летописи. Ее вписали в «огненные будни» блокады | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Издание этого альбома планировалось еще до войны, крупным специалистам архитектуры были заказаны материалы для будущей книги. Очерк о развитии города в ХVIII веке был поручен искусствоведу Станиславу Земцову, о Петербурге ХIХ века должен был рассказать искусствовед Андрей Яцевич, главу о жизни города в 1917 – 1935 годах готовил архитектор Борис Рубаненко, а автором вступления к разделу о современном периоде стал главный архитектор Ленинграда Николай Баранов.

С самого начала было понятно, что успех монографии во многом зависит от натурных съемок. К изданию был привлечен фотограф Абрам Рахмилович, известный своими прекрасными снимками архитектурных ансамблей и памятников города. Натурные съемки он вел с 1940 года, успешно закончил их в первый месяц войны и сдал фотографии в издательство «Искусство». Там уже лежали готовые тексты очерков для будущей книги.

Но начавшаяся война перечеркнула все планы. Казалось, что мечта о сборнике так и останется мечтой. В первую блокадную зиму умерли от голода Андрей Яцевич и Абрам Рахмилович. И все‑таки в Смольном решили: издание должно выйти в блокадном городе, это станет еще одним свидетельством незыблемости Ленинграда, его несгибаемого высокого духа.

В 1943 году исполком Ленгорсовета принял решение: «В ознаменование 240‑летия со дня основания города Архитектурно-планировочное управление выпускает исторический обзор. Эта книга показывает город до начала Великой Отечественной войны, до суровых дней осады Ленинграда, ибо военный период является особо волнующей темой, требующей отражения в отдельном издании».

Непосредственно за выход книги в свет отвечали секретарь горкома партии по пропаганде и агитации Николай Шумилов и инструктор горкома Михаил Ванюков. Во вновь созданную редакционную коллегию монографии вошли главный архитектор города Николай Баранов, архитекторы Борис Рубаненко и Игорь Фомин. Архитектору и художнику Валентину Каменскому было поручено составить макет издания.

Академик Академии художеств СССР Борис Рубаненко вспоминал, как белыми ночами в июне 1942‑го создатели будущей книги собирались в здании архитектурно-планировочного управления на улице Зодчего Росси и до хрипоты спорили, из какого материала будет обложка, как оформят форзацы. «Каменский, человек большого вкуса и знаток издательского дела, не отклоняя наших пожеланий, все‑таки проводил свою линию. Он считал, что торжественность, парадность нужны этой книге. Но они должны выявлять главное — красоту, гармоничность, сообразность городских строений», — вспоминал Рубаненко.

Параллельно с работой над макетом велось редактирование текстов. Редактор издания художник Владимир Соколов, автор военных плакатов и серии рисунков «Герои Балтики», постоянно напоминал, что условия военного времени не освобождают авторов от ответственности за небрежность языка и стиля. Особенно тщательно готовили коллективное вступление к монографии, в создании которого участвовали все члены редколлегии издания.

В нем были такие строки: «Золотыми буквами вписывает сейчас Ленинград в летопись всей нашей страны героическую главу истории, переживая огненные будни осажденного города. Ленинградцы поклялись скорее умереть, чем отдать на разграбление фашистским варварам жемчужину своей родины. Они не впустили врага в Ленинград. Берега Невы стали «фронтом». Ленинград, героически защищаясь, мужественно переживает трудные, напряженные дни, ни на минуту не прекращая творческой, созидательной работы».

Как отмечает библиофил Тамара Сталева, исследователь искусства блокадного Ленинграда, напечатать юбилейное издание горисполком поручил типографии имени Ивана Федорова.

Заказ был уникальный. В книге — больше 400 страниц, более 350 иллюстраций, некоторые из них занимают целый разворот. В оформлении текста — буквицы и заставки. Бумага мелованная, светло-кремового цвета. Твердый переплет оливкового цвета. Тираж составил 2500 экземпляров, из них 50 — именных, с белым переплетом, украшенным золотыми буквами.

Несмотря на блокадные условия, книга была напечатана вовремя. Борис Рубаненко отмечал: «По высоким меркам полиграфического искусства монографию «Ленинград» можно причислить к наивысшим образцам издательского мастерства».

КСТАТИ 

Кроме этой книги к 240‑летию Ленинграда в блокадном городе были изданы брошюра архитектора Каменского, посвященная площади Декабристов, плакат архитектора Армена Барутчева с изображением памятника Кутузову и серия открыток Анны Остроумовой-Лебедевой с видами города.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».



#история #книга #Ленинград

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 94 (7423) от 26.05.2023 под заголовком «Страница в летописи».


Комментарии