Старый домик. История частного музея в Соляном переулке

«Маленький одноэтажный дом в восемь окон по фасаду... Скромная, почти чуждая Петербургу, или, точнее, почти уже забытая в Петербурге архитектура. Этот домик приютился среди шестиэтажных пышных громад, словно полузабытая тень далекого прошлого. Из таких домиков состоял в былые дни весь Петербург, но теперь их уже почти не встретишь в нашей столице: они – музейная редкость». Так ностальгически говорилось в апреле 1914 года в журнале «Нива» о «Старом домике» – необычном частном музее, некогда существовавшем недалеко от Летнего сада, в доме № 8 по Соляному переулку.

Старый домик. История частного музея в Соляном переулке | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Создателем этого музея, торжественно открытого 23 февраля 1914 года, был актер и режиссер Александринского театра Юрий Озаровский. Играя в исторических пьесах, он старался досконально изучить эпоху, вжиться в нее. Для этого начал собирать предметы старины –  мебель, костюмы, подсвечники, кубки. Собирательство он поставил на научную основу: прошел курс обучения в Археологическом институте.

Особую страсть Озаровский питал к галантному XVIII веку, но отдавал дань и предметам начала XIX столетия. Стабильному росту коллекции способствовали гастроли в городах России и зарубежья, откуда артист всякий раз возвращался не с пустыми руками.

Со временем его квартира наполнилась множеством ценных предметов. Но что было делать дальше? В 1911 году он отправил многие артефакты из своей коллекции, связанные с эпохой Елизаветы Петровны, на юбилейную выставку в Царское Село, посвященную 200-летию этой царской резиденции. Их выставили в «Эрмитаже» –  парковом павильоне в стиле пышного елизаветинского барокко. Умело составленная экспозиция заслужила восторженные отзывы, и Юрий Озаровский получил за нее Большую золотую медаль.

Тогда же он задумался: раз есть интерес к коллекции –  нужно показывать ее не от случая к случаю, а постоянно, создать общедоступный музей! Как раз тогда, в 1912 году, артист развелся, ему пришлось подыскивать себе новое обиталище, и в качестве такового он выбрал тот самый одноэтажный скромный домик конца XVIII века у Летнего сада. Здесь и решил обустроить музей.

Он сделал в доме ремонт, сохранив все, какие возможно, деревянные детали интерьеров и непритязательной фасадной отделки. Новоиспеченный музейщик создал анфиладу из пяти музейных залов, каждый из которых представлял образ жилого интерьера определенного исторического периода.

Зал «ранней Петровской эпохи» был выдержан, как сообщалось в «Ниве», в духе «голландского или шведского мелкого буржуазного жилья». В помещении, оформленном в стилистике «петровской комнаты более поздней эпохи», была представлена «прочная, солидная мебель, способная выдержать петровских богатырей». Далее следовало «царство жизнерадостного барокко» эпохи «Дщери Петровой», где на фоне ярких персиковых обоев и золоченой резьбы была расставлена мебель, воскрешающая царство «широких «роб», париков, менуэтов, «машкерадов», которые так любила Елизавета Петровна».

«Строгостью и чопорностью» отличалась комната эпохи Екатерины II, отделанная в благородном духе. «Характерная, изящная и простая в своем изяществе мебель» встречала посетителей в зале Александровской эпохи. «И на каждом шагу здесь чувствуется искренняя и живая любовь к старине и уменье осветить эту старину и приблизить ее к нам», –  подытоживала «Нива». Был опубликован даже небольшой каталог с кратким описанием музейных предметов.

Особенностью экспозиции было отсутствие пояснительных надписей, табличек, ограждений: Озаровский стремился погрузить посетителей в прошлое с максимальной полнотой. Музей постоянно пополнялся –  как за счет новых приобретений хозяина, так и за счет подарков его коллег и почитателей, проникшихся энтузиазмом артиста-музейщика. Здесь регулярно проходили ретроспективные спектакли, производившие особо сильное впечатление среди подлинной обстановки...

Однако в 1915 году Юрий Озаровский оставил Александринскую сцену и перебрался в Москву, где получил должность руководителя Московского драматического театра. С болью в душе ему пришлось продать свой с такой любовью созданный музей, который в 1916 году за 15 тысяч рублей приобрела Школа народного искусства.

После революционных бурь 1917 года Озаровский покинул Россию, основал за рубежом Русскую драматическую школу. Скончался он в Париже в 1924 году. Что же касается коллекции музея «Старый домик», то она в итоге пополнила собрание Государственного Эрмитажа. Сам одноэтажный домик не уцелел, сейчас на его месте по тому же адресу (Соляной пер., 8) возвышается здание советской эпохи...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #архитектура #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (6967) от 16.07.2021 под заголовком «Старый домик в Соляном».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».