Старый домик. История частного музея в Соляном переулке

«Маленький одноэтажный дом в восемь окон по фасаду... Скромная, почти чуждая Петербургу, или, точнее, почти уже забытая в Петербурге архитектура. Этот домик приютился среди шестиэтажных пышных громад, словно полузабытая тень далекого прошлого. Из таких домиков состоял в былые дни весь Петербург, но теперь их уже почти не встретишь в нашей столице: они – музейная редкость». Так ностальгически говорилось в апреле 1914 года в журнале «Нива» о «Старом домике» – необычном частном музее, некогда существовавшем недалеко от Летнего сада, в доме № 8 по Соляному переулку.

Старый домик. История частного музея в Соляном переулке | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Создателем этого музея, торжественно открытого 23 февраля 1914 года, был актер и режиссер Александринского театра Юрий Озаровский. Играя в исторических пьесах, он старался досконально изучить эпоху, вжиться в нее. Для этого начал собирать предметы старины –  мебель, костюмы, подсвечники, кубки. Собирательство он поставил на научную основу: прошел курс обучения в Археологическом институте.

Особую страсть Озаровский питал к галантному XVIII веку, но отдавал дань и предметам начала XIX столетия. Стабильному росту коллекции способствовали гастроли в городах России и зарубежья, откуда артист всякий раз возвращался не с пустыми руками.

Со временем его квартира наполнилась множеством ценных предметов. Но что было делать дальше? В 1911 году он отправил многие артефакты из своей коллекции, связанные с эпохой Елизаветы Петровны, на юбилейную выставку в Царское Село, посвященную 200-летию этой царской резиденции. Их выставили в «Эрмитаже» –  парковом павильоне в стиле пышного елизаветинского барокко. Умело составленная экспозиция заслужила восторженные отзывы, и Юрий Озаровский получил за нее Большую золотую медаль.

Тогда же он задумался: раз есть интерес к коллекции –  нужно показывать ее не от случая к случаю, а постоянно, создать общедоступный музей! Как раз тогда, в 1912 году, артист развелся, ему пришлось подыскивать себе новое обиталище, и в качестве такового он выбрал тот самый одноэтажный скромный домик конца XVIII века у Летнего сада. Здесь и решил обустроить музей.

Он сделал в доме ремонт, сохранив все, какие возможно, деревянные детали интерьеров и непритязательной фасадной отделки. Новоиспеченный музейщик создал анфиладу из пяти музейных залов, каждый из которых представлял образ жилого интерьера определенного исторического периода.

Зал «ранней Петровской эпохи» был выдержан, как сообщалось в «Ниве», в духе «голландского или шведского мелкого буржуазного жилья». В помещении, оформленном в стилистике «петровской комнаты более поздней эпохи», была представлена «прочная, солидная мебель, способная выдержать петровских богатырей». Далее следовало «царство жизнерадостного барокко» эпохи «Дщери Петровой», где на фоне ярких персиковых обоев и золоченой резьбы была расставлена мебель, воскрешающая царство «широких «роб», париков, менуэтов, «машкерадов», которые так любила Елизавета Петровна».

«Строгостью и чопорностью» отличалась комната эпохи Екатерины II, отделанная в благородном духе. «Характерная, изящная и простая в своем изяществе мебель» встречала посетителей в зале Александровской эпохи. «И на каждом шагу здесь чувствуется искренняя и живая любовь к старине и уменье осветить эту старину и приблизить ее к нам», –  подытоживала «Нива». Был опубликован даже небольшой каталог с кратким описанием музейных предметов.

Особенностью экспозиции было отсутствие пояснительных надписей, табличек, ограждений: Озаровский стремился погрузить посетителей в прошлое с максимальной полнотой. Музей постоянно пополнялся –  как за счет новых приобретений хозяина, так и за счет подарков его коллег и почитателей, проникшихся энтузиазмом артиста-музейщика. Здесь регулярно проходили ретроспективные спектакли, производившие особо сильное впечатление среди подлинной обстановки...

Однако в 1915 году Юрий Озаровский оставил Александринскую сцену и перебрался в Москву, где получил должность руководителя Московского драматического театра. С болью в душе ему пришлось продать свой с такой любовью созданный музей, который в 1916 году за 15 тысяч рублей приобрела Школа народного искусства.

После революционных бурь 1917 года Озаровский покинул Россию, основал за рубежом Русскую драматическую школу. Скончался он в Париже в 1924 году. Что же касается коллекции музея «Старый домик», то она в итоге пополнила собрание Государственного Эрмитажа. Сам одноэтажный домик не уцелел, сейчас на его месте по тому же адресу (Соляной пер., 8) возвышается здание советской эпохи...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #архитектура #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (6967) от 16.07.2021 под заголовком «Старый домик в Соляном».


Комментарии