Только на сайте

Спасенное детство Валентина Михайловича Трыкова

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война, и в Ленинграде началась массовая эвакуация, в первую очередь старались спасти детей.

Спасенное детство Валентина Михайловича Трыкова | Фото из работы автора

Фото из работы автора

VIII региональная олимпиада по краеведению школьников Санкт-Петербурга

«Санкт-Петербургские ведомости» публикуют самые лучшие работы участников олимпиады за 2019 год (в сокращенном виде).

Для 9–11 классов региональная олимпиада является восприемницей ежегодных городских историко-краеведческих чтений школьников Санкт-Петербурга, которые проводились ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» при поддержке СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, Союза краеведов Санкт-Петербурга и профильных общественных организаций с 1991 года.

Для 8–9 классов региональная олимпиада является восприемницей конкурса «Олимпиадный марафон», который проводился с 2007 года СПб АППО при поддержке фонда Д. С. Лихачева, Союза краеведов Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб ГУ, Российской Правовой академии Министерства юстиции (Северо-Западный филиал).

Выполнили работу: Витвинская Екатерина, (Историко-краеведческий клуб «Петрополь» ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», ГБОУ 56 гимназия, 10 класс).

Спасенное детство Валентина Михайловича Трыкова


Введение

Летом 2018 года ко мне обратилась моя преподавательница Елена Павловна Стальмак с предложением принять участие в межрегиональном проекте «Спасенное детство», а конкретнее - заняться исследовательской частью проекта. Суть проекта заключалась в изучении истории эвакуации детского сада №20 Октябрьского района Ленинграда в Пермский край с 1941 по 1945 годы. Наши пермские коллеги — учащиеся школы №5 города Чернушки предоставили в наше распоряжение уникальные документы, сохранившиеся в музее школы со времен Великой Отечественной войны. Но архив этот еще предстояло обработать и тщательно изучить.

Изначально мы планировали, что я займусь исследованием общего плана эвакуации, но, когда я углубилась в тему, меня заинтересовали воспоминания одного из эвакуированных ленинградцев - Валентина Михайловича Трыкова, и я решила заняться детальным изучением его биографии. Личность Валентина Трыкова заинтересовала меня еще и потому, что он был самым старшим из эвакуированных ребят и успел в самом конце Великой Отечественной принять участие в войне и даже был награжден медалью!

Актуальность и новизна темы заключается в том, что все материалы, присланные нашими коллегами из Перми, нуждаются в обработке и структурировании. Общими усилиями школьников Пермского края и Санкт-Петербурга, мы хотим, как можно больше узнать о тех событиях и сохранить память о подвиге ленинградских педагогов, которые спасли ребят в страшные дни Великой Отечественной войны.

Цель исследования – комплексный анализ биографии воспитанника Легаевского интерната Валентина Трыкова.

Глава 1. Детство и юность Валентина Трыкова

Относительно даты рождения Валентина Михайловича Трыкова в источниках разногласий не возникло, поскольку дата рождения была указана в списках эвакуированных воспитанников интерната, и она полностью совпадает с датой рождения, обозначенной на надгробии В.М. Трыкова, вероятно, установленной по другим документам Валентина Михайловича. Итак, Валентин Михайлович Трыков родился 27 декабря 1927 года.

Семья Валентина жила в Ленинграде. Благодаря статье Э. Максимовой, написанной по материалам интервью с воспитателями детского сада №20 Октябрьского района Ленинграда, мы узнали, что мать Валентина Трыкова умерла до Великой Отечественной войны. Э. Максимова написала об этом так: «Утром в автобусы садились «неделимые» дети, трехлетние и школьники (директива райисполкома заключалась в том, чтобы не разлучать детей, посещающих детских сад, с братьями и сестрами до 10 лет — примечание мое, Е.В.). Нарушила Евгения Николаевна инструкцию, взяла вместе с сестрами Трыковыми четырнадцатилетнего Валю. А как иначе? Их мать умерла, отец просил слезно (последний раз он тогда ребят видел, умер в блокаду)».

Изучая Книгу памяти «Блокада», нам удалось найти отца Валентина Михайловича Трыкова — это Трыков Михаил Дмитриевич, 1897 года рождения. Помимо Валентина семья состояла из трёх младших сестёр: Лидии (1926 года рождения), Тамары (1930 года рождения), Зои (1935 года рождения) и старшего брата Трыкова Виктора Михайловича, 1924 года рождения (дату рождения Виктора нам удалось установить по Книге памяти «Блокада»). Сам Валентин о своих братьях и сестрах напишет в воспоминаниях так: «Нас в семье было 5 человек детей. Младшая сестра Зоя ходила в детский сад №20 Октябрьского района. По просьбе отца нас, 4-х детей, т.е. 3-х сестер и меня, эвакуировали с этим садиком из Ленинграда».

Где жила семья Трыковых до войны? В довоенном справочнике «Весь Ленинград» было найдено, что до войны семья Трыковых проживала на улице Декабристов 29, квартира 41. Этот же адрес указан и в списках эвакуированных детей.

На архитектурном сайте Петербурга www.citywalls.ru я нашла информацию об этом доме. Выяснилось, что проект застройки участка бывшего Литовского замка был разработан в 1932 г. архитекторами И.А. Меерзоном, З.О. Брод и В.М. Черкасским. Жилые дома были предназначены для рабочих и служащих предприятий Союзверфи: заводов им. Андре Марти и Судомеха. Незадолго до Великой Отечественной войны на углу набережной Крюкова канала и улицы Декабристов был заложен новый дом, один из корпусов которого (вдоль улицы Декабристов) был готов до войны. Вероятно, в этом доме и жила семья Трыковых.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война, и в Ленинграде началась массовая эвакуация, в первую очередь старались спасти детей. 29 июня 1941 года Ленгорисполком принял решение «О вывозе детей из Ленинграда в Ленинградскую и Ярославскую области». В этот же день было эвакуировано более 15 тысяч детей, в том числе и Валентин Трыков со своими тремя сёстрами.

Так как старшему брату на тот момент было больше 17 лет он остался вместе с отцом в городе. В книге памяти «Блокада» мы обнаружили Виктора и Михаила Трыковых: отец и сын погибли в 1942 году, о месте захоронения отца ничего не известно, а брат похоронен на Пискарёвском Мемориальном кладбище.

Уже проживая в Пермском крае, Валентин напишет стихотворение «Памяти отца и брата» в честь смерти его родных. Оно говорит о том, что хоть ребята и живут в тылу, в эвакуации, но они все ленинградцы и горе коснулось каждой семьи.

Где же находился в Ленинграде детский сад №20 Октябрьского района? До войны детский сад располагался в здании при клубе имени Первой Пятилетки по адресу улица Декабристов, 34. Из истории здания известно, что оно построено в стиле конструктивизма, 1929-1930 года, архитекторами Митуричем Николаем Александровичем и Макашовым Василием Павловичем. Это был целый комплекс зданий, в которых входили помещения концертных залов, библиотеки, кинотеатра и детского сада. В 2005 году здание снесли и только в 2008 году на этом месте началось строительство новой сцены Мариинского театра, которая была открыта для зрителей в 2013 году.

Воспоминания Валентина Трыкова о предвоенных месяцах и начале войны: «Мне шёл тогда 14-й год. Отчетливо помню учебные тревоги, проводимые в Ленинграде весной и летом 1941 года. Строительство бомбоубежища в доме. И вот она началась. Для нас, детей, это тем более было неожиданно. Первые полёты немецких самолётов над городом, разрывы зенитных снарядов; все это в начале навеивало романтику и повышенный интерес к происходящему…».

Утром 29 июня у детского сада происходила проверка списков детей и взрослых. Детей отъезжало 68 человек.

От детского сада до Московского вокзала ехали на автобусах. Эта поездка немного развлекла и заинтересовала детей. Детям говорили, что едут на дачу, а на душе у воспитателей были тревога, неизвестность и расставание с близкими, но они старались сохранять видимое спокойствие. Уезжать очень не хотелось, но нужно было эвакуироваться в тыл.

На вокзале было очень много людей. Автобусы встретили организованно и заботливо. Почти сразу каждому детскому саду предоставляли хорошие вагоны.

В 10.30 состав отправился в город Некауз Ярославской области, куда они прибыли 30 июня. Этим же вечером их доставили в деревню Лукино в 4 километрах. В поезде царила дружеская атмосфера, младшие помогали старшим, а старшие заботились о младших.

В деревне Лукино поначалу было трудно, несколько месяцев ушло на знакомство, на организацию жизни, приведение дома в порядок. В воспоминаниях Валентина Михайловича упоминается, что из-за отсутствия подвод старшие мальчики и девочки 2-3 раза в неделю ходили на станцию за хлебом. А все, кто умели писать, отправляли письма родным в Ленинград и получали ответы. С 1 октября все школьники начали ходить в школу на станции Некауз. Но спокойная жизнь продолжалась недолго. Уже в то время начали бомбить и обстреливать с самолётов, был разбит вокзал на станции, а также бомбили железную дорогу, которая находилась на расстоянии пятисот метров. Был отправлен сигнал в центр, тогда город Ярославль, оттуда пришло оповещение, чтобы все детские сады собирались для отъезда в более глубокий тыл. Такая возможность выдалась только через 2 недели и 29 октября началась вторая эвакуация.

Отъезжали от пристани на реке Волге, которая находится на расстояние 40 километров, ехали под бомбежками. С 5 утра до 12-ти ночи ехали на подводах с лошадьми. Далее пересели на пароход «Златовратский», на котором плыли в течение 7-8 дней по реке Волге. В воспоминаниях есть подробное описание всех аспектов жизни, особое внимание уделяется питанию, чистоте и здоровью. По дороге детям рассказывали истории о местах, которые они проезжали, изучали географию на практике. Последняя встреча с немецкими самолётами состоялась у города Рыбинска, но и она закончилась благополучно. Доехав до Казани, дети и воспитатели пересели на другой пароход «Вера Фигнер» уже по реке Каме. Оставшийся путь прошёл без осложнений.

6 ноября 1941 года детский сад прибыл в город Сарапул Удмуртской республики. Там дети и воспитатели пересели на поезда-теплушки и добрались до станции Чернушка, Пермской области. Остановились там в местной школе.

Через день всех перевезли на санях в деревню Легаевку, где все эвакуированные пробыли до самого дня возвращения 11 июля 1945.

Вначале им дали помещение в правлении колхоза, а затем 2-х этажный дом, где раньше располагался детский сад.

Все воспоминания, связанные с пребыванием в Пермском крае, имеют только положительный характер. В этом фрагменте описываются все чувства Валентина, которые он испытывал в интернате:

«Это было здание, которое долгие годы служило нам домом, коллектив-семьёй, воспитатели нашими родителями. Время, проведенное в стенах этого дома, можно по праву считать лучшими днями нашей жизни. Здесь нас учили быть трудолюбивыми, честными, любить коллектив, дружными в учёбе, работе, отдыхе, преданными своей РОДИНЕ. Здесь по сути дела нас подготовили к нашей дальнейшей деятельности…».

Через некоторое время жизнь приобрела размеренный ритм. Старшие дети, в их числе и Валентин, начали посещать школу, в полутора километрах от деревни. О новостях на фронте узнавали из сводок Совинформбюро. Радовались победам и надеялись на скорое окончание войны, но пришлось ждать ещё долгих три года.

В интернате дети придумывали множество интересных занятий: так, были организованы вечера, где ребята рассказывали о недавно прочитанных книгах; нередко к ним присоединялись и воспитатели. Все дети как старшие, так и младшие участвовали в самодеятельности. Концерты художественной самодеятельности показывали в деревне, даже участвовали в конкурсе в районе.

Каждый мог найти занятие по душе. Тамары Трыкова была модельером, Исаак и Валентин писали стихи.

Летом все старшие работали в колхозе и на участке, отведённом для интерната. На организованном нами Вечере встречи Исаак Хаимович Фарберов вспоминал об этом работе так: «Летом все выходили в поле. Взрослые и ребята постарше выходили на прополку... Взрослые сеяли колосовые — овес, рожь. Потом выходили с серпами и собирали урожай. Если кто хулиганил и отрывал колоски — наказывали». Зимой, по воспоминаниям И. Х. Фарберова, ребята выходили на заготовку дров.

Также известно, что Валентин с друзьями (Исаак, Митя, Олег) и деревенские ребята гоняли вечерами лошадей в ночное, хотя совершенно не умели кататься, падали, но им это нравилось, это было и ребячество, и отдых.

Однажды в Легаевку была привезена кинопередвижка с фильмов «Чапаев», Валентин об этом написал отдельно, так как скучал по Ленинградским кинотеатрам.

Валентин написал стихотворение «Дружба», которое хорошо описывало обстановку в интернате и доказывало, что во время разгара Великой Отечественной Войны эти дети были наполнены теплотой и любовью, что стало заслугой воспитателей, которые создали такую атмосферу и условия для жизни в интернате, где у детей были друзья и хоть и тяжёлое, но всё-таки детство.

Глава 2. Дальнейшая жизнь после выпуска

14 декабря 1944 года Валентин Трыков был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Факт призыва подтвержден Отчетом заведующей Легаевским интернатом Е.Н. Скотниковой, в котором она указывает: «Количество детей на 1.1.44г. - 49 человек, школьников 16, дошкольников 33... Выбыли в армию — 1». Факт, что в интернете имели место проводы учащегося в армию, подтвердил и И.Х. Фарберов: «Был мальчик, которого в конце войны в арию призвали...».

В газете «Красное Предуралье» от 14.12. 1944 была помещена заметка — письмо от бывшего воспитанника Легаевского интерната Валентина Трыкова, в которой мы прочли такие слова: «Я всю жизнь буду помнить коллектив воспитателей, они много мне дали, многому научили, я чувствую себя вполне подготовленным для того, чтобы быть отличником учебы в РККА, а если потребуется идти на фронт, там грудью, смело защищать любимое Отечество. Уходя в ряды Красной Армии, я также спокоен и за моих сестер, которые живут в Таушинском детдоме, окруженные теплой заботой и лаской воспитателей. Я обещаю вам, дорогие воспитатели, быть всегда честным, дисциплинированным бойцом, достойным сыном своей любимой Родины»

В 1943 году сестёр Валентина отправили в Таушинский детский дом Пермского края, где они жили в любви и заботе. В Ленинград семья Трыковых не вернулась. Выяснить послевоенные судьбы сестер Валентина нам еще предстоит, пока лишь известно, что Тамара Трыкова после войны жила в Чите.

Мне удалось узнать, что слово свое Валентин Трыков сдержал. На сайте «Память народа» мне удалось разыскать Валентина Михайловича Трыкова, и выяснить, что курсант Трыков был призван Чернушинским РВК Молотовской области в 1944, а выбыл он из воинской части между 25.08.1945 и 06.09.1945.

Так кем же стал Валентин Трыков в годы войны? Я продолжила поиски и на сайте «Подвиг народа» узнала, что службу Валентин Трыков проходил в 8 ОШС УрВО [организационно-штатной структуре Уральского военного округа]. Нам удалось найти лист награждения Валентина медалью «За Победу над Германией». В списках он указан как ефрейтор (это звание давали особо отличившимся по службе солдатам), который служил стрелком в подразделении, находящемся в ведении Центрального склада №2061 ВМС. В 1947 году был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Валентин Михайлович также сдержал обещание «всю жизнь помнить воспитателей» Легаевского интерната. В 1975 году, когда вся страна отмечала 30-летие Победы над фашизмом, Валентин написал воспоминания о жизни в Легаевском интернате и вместе со стихами, созданными им в соавторстве с другим воспитанником интерната Исааком Юдбаровским (которые он бережно хранил 30 лет!), он переслал их Е.Н. Скотниковой в Ленинград.

О дальнейшей жизни Валентина Михайловича мне помог узнать документ, обнаруженный в сети Интернет. Это рапорт об увольнении, из которого стало известно, что Валентин работал на Уссурийском кожевенно-обувном комбинате, строительство которого началось в 1959 году.

Несомненной удачей моего исследования стало обнаружение в Интернете сайта «Скорбим», на котором я нашла фотографию захоронения В.М. Трыкова. Так мне удалось узнать, что умер Валентин Трыков на 84 году жизни 28 апреля 2011 года. Похоронен на городском кладбище Уссурийска. Я отправила письмо в Администрацию Уссурийска с вопросом, нет обладают ли они документами относительно жизни В.М. Трыкова в Уссурийске после войны. Но, к сожалению, пока ответа на свое обращение я не получила.

Заключение

Данная исследовательская представляет собой биографию одного из эвакуированных ленинградских мальчиков - Трыкова Валентина Михайловича. Задачи, поставленные мной в начале работы, выполнены:

  • Удалось установить адрес проживания Трыковых в Ленинграде — ул. Декабристов, 29А

  • Удалось выявить состав семьи Трыковых, выяснить судьбы его отца и старшего брата, оставшихся в осажденном Ленинграде.

  • Мне удалось полностью воссоздать маршрут двух эвакуации детского сада №20 Октябрьского района: сначала — в Ярославскую область, затем - в Пермский край.

По архивным документам и интернет ресурсам удалось выяснить информацию о дальнейшей жизни и судьбе Валентина Михайловича.

Биографии таких людей как Валентин Трыков доказывают, что усилия воспитателей, их самоотверженный труд в годы войны, не пропал зря - они воспитали целую команду ответственных людей, профессионалов, которые в годы войны и после внесли вклад в историю нашей страны.

Эта работа только приоткрывает завесу одной из миллионов неизвестных судеб в истории нашей страны. Эти люди также интересны и достойны изучения, как и известные лидеры, ведь именно из обычных людей состоит государство. Если бы не было народа, не было бы и страны.


#краеведение #история #олимпиада

Комментарии