Скамья литераторов. Предостережение политического карикатуриста Михаила Линского

Этот оригинальный шарж с изображением четырех литераторов сохранился в семейном архиве писателя Аркадия Аверченко. Точнее, его гражданской жены Елизаветы Петренко. Потомкам об этом рисунке ничего не было известно. Чтобы разгадать загадку, пришлось обратиться к Виктории Миленко, знатоку творчества «короля смеха», благодаря трудам которой его имя присвоено одной из библиотек Севастополя.

Скамья литераторов. Предостережение политического карикатуриста Михаила Линского | Шарж художника Михаила Линского на литераторов. Слева направо: Петр Потемкин, Сергей Городецкий, Александр Рославлев, Евгений Чирков. 1918 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Шарж художника Михаила Линского на литераторов. Слева направо: Петр Потемкин, Сергей Городецкий, Александр Рославлев, Евгений Чирков. 1918 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

По автографу в правом нижнем углу рисунка Виктория Дмитриевна сразу определила автора: Михаил Линский! Это основательно позабытый художник, сотрудник петроградского журнала «Сатирикон».

В двенадцать лет он поступил в Одесское художественное училище, где увлекся рисованием шаржей. Они были настолько остроумны и точны, что обидевшиеся преподаватели не дали способному ученику возможности окончить учебное заведение. Но он снискал большой успех во многих местных газетах и журналах. Недаром его теперь называют «классиком одесской карикатуры».

В 1915 году Линский из Одессы перебрался в Петроград, где стал печататься в «Биржевых ведомостях», а также в «Новом Сатириконе», редактором которого был Аверченко. Там острые и сразу узнаваемые политические карикатуры и шаржи Линского очень пригодились.

Литераторы сдружились, и в 1917 году Линский стал редактором сатирического журнала «Барабан», издателем которого был Аверченко. А после того как большевики в 1918 году закрыли и «Барабан», и «Новый Сатирикон», Аверченко и Линскому пришлось бежать из Петрограда на юг России. В сентябре 1918 года в Киеве Линский стал издавать газету «Зритель», где с первого номера печатались фельетоны Аверченко. В 33-м номере «Зрителя» Линский разместил свой шарж «Аркадий Аверченко после великомученического жития в «социалистическом раю» с припиской самого Аверченко: «Ни красота, ни молодость – ничего не щадит злобной завистливой рукой Михаил Линский».

О том, что Линский был близко знаком не только с Аверченко, но и с его женой Елизаветой Федоровной, оперной актрисой Императорских театров, и часто бывал у них в Ахтырке (под Харьковом), свидетельствует сохранившаяся в семейном архиве почтовая открытка 1916 года. Надпись на ней гласит: «Дорогой друг! Поверите ли Вы, если я скажу, что соскучился по Вас, по ласковым глазкам вашим и доброму голосу?! Ей Богу соскучился и с нетерпением рвусь в Ахтырку... Будьте здоровеньки мой милый очаровательный друг. Целую ваши загорелые руки. Ваш Линский. Аркадий помешался на открытках: покупает их пудами. Эту я стянул у него».

Что же касается шаржа, с которого мы начали повествование, то подпись на его обороте гласила: «Потемкин, С. Городецкий, Рославлев, Чириков». Судя по почерку, надпись сделана рукой Линского.

Сатирик Петр Потемкин, поэты Сергей Городецкий и Александр Рославлев – все авторы «Сатирикона». А писателя Евгения Чирикова в предреволюционное время называли «бардом русской интеллигенции». Его очерки на страницах столичных газет и журналов пользовались постоянным успехом, как и его комедийные пьесы. За острую политическую направленность своих произведений он несколько раз был арестован.

Но почему же Линский изобразил четверых известных литераторов за барьером на скамье подсудимых? Это было своего рода его предостережение литераторам: мол, вот где вы все рискуете оказаться при большевиках, которые в 1918 году стали закрывать все сатирические (и не только) издания, критиковавшие новую власть.

Евгений Чириков, опубликовавший 16 ноября 1917 года в «Русских ведомостях» критическую статью о Ленине «Великий провокатор», получил, согласно семейной легенде, записку от Владимира Ильича, с которым был знаком еще по учебе в Казанском университете. В ней якобы говорилось следующее: мол, Евгений Николаевич, уважаю ваш талант, но вы мне мешаете; если не уедете, буду вынужден вас арестовать.

Сергей Городецкий, Александр Рославлев и Елизавета Петренко стали сотрудничать с новой властью, а Михаил Линский, Аркадий Аверченко, Петр Потемкин и Евгений Чириков вынуждены были покинуть родину. При расставании Линский и вручил Елизавете Петренко этот рисунок.

Судьба эмигрантов-литераторов сложилась непросто, но трагичнее всех она оказалась у Линского. Его арестовали во время нацистской оккупации Парижа по доносу: в нем значилось, что Линского на самом деле зовут Моисей Симхонович Шлезингер. Он был арестован и 24 октября 1941 года расстрелян как заложник в городе Нанте во Франции.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#художники #карикатура #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (6910) от 23.04.2021 под заголовком «Скамья литераторов».


Комментарии