Детдом на Гражданке. Послевоенные будни

Валентина Григорьевна Устиненко - из поколения детей войны. Она родилась в Ленинграде в 1933 году. Маму, умершую перед войной, помнит плохо. Маленькую Валю воспитывал отец. В начале лета 1941-го она отправилась к родным на Псковщину, где на четыре года оказалась в немецкой оккупации. Отец Вали, старший лейтенант Григорий Ильич Устиненко, сражался на фронте и умер в декабре 1942 года в госпитале в Ульяновской области, но об этом она узнала гораздо позже...

Детдом на Гражданке. Послевоенные будни | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Шефами детдома были моряки из Ораниенбаума. На фотографии 1947 года из альбома Валентины Григорьевны Устиненко вместе с воспитанниками детдома молодой краснофлотец с орденами Красной Звезды и Отечественной войны. На обороте подпись: «Матвеев Алексей Матвеевич, комсорг». 

В 1945 году Валя с тетей вернулись в Ленинград. Комната в доме на наб. Обводного канала, 78, где они жили до войны, была занята другими жильцами.

- Мы могли бы вернуть ее, но мои родственники по каким-то причинам не стали этого делать, - говорит Валентина Григорьевна.

И в результате двенадцатилетняя Валя попала в приемник-распределитель на Песочной набережной, а оттуда в марте 1946 года - в детский дом № 51, имевший адрес: Дорога в Гражданку, 4. Так называлось начало нынешнего Гражданского проспекта. Здание, построенное в 1908 году специально для приюта, просуществовало до начала 1980-х годов.

Директором этого детского дома в то время была опытный педагог Мария Михайловна Шарый, по специальности учительница истории. Зимой 1941 года она с группой педагогов собирала в Ленинграде сирот, стараясь спасти каждого. Ей посвящена отдельная глава («Костры не гаснут») в изданной в 1974 году книге «Учителя - герои Великой Отечественной войны». А в марте 1972 года воспитанники Марии Михайловны, которая к тому времени уже вышла на пенсию, устроили торжественную встречу с ней в кафе «Ровесник» на Выборгской стороне.

- Море людей, - вспоминает Валентина Григорьевна. - Очень тепло все вспоминали времена детского дома и своих наставников. Главное, что все учителя и воспитатели относились к нам по-доброму, как к родным...

В детском доме в то время воспитывались свыше ста детей. Девочки, которых было больше, учились в расположенной неподалеку 111-й женской школе (ныне Гражданский пр., 7), а мальчики - в 121-й мужской (пр. Непокоренных, 12, корп. 2).

Детдом на Гражданке считался образцовым.

- Кормили четыре раза в день - и это в голодном послевоенном Ленинграде! На завтрак давали кашу на сливочном масле, сыр, кофе. Я хорошо запомнила морковные котлеты. Всегда были фрукты, иногда нас даже баловали мороженым и пирожными. Давали и рыбий жир, который все не любили, - вспоминает Валентина Григорьевна.

В доме было паровое отопление: в подвале стоял котел, рядом с ним помещалась прачечная. Широкая лестница, стены которой были расписаны лесными сказочными сюжетами, вела на второй и третий этажи... Валентина Григорьевна рассказывает, что мебель в детском доме была деревянная, дорогая, красивая. «Барская», как говорили дети. Запомнился огромный резной буфет, украшенный виноградными гроздьями...

Гуляли воспитанники обычно в небольшом дворе детского дома, ухаживали за цветочными клумбами и небольшими грядками с овощами. Вместе играли в футбол.

- Меня часто ставили на ворота, я цепкая! - улыбается Валентина Григорьевна.

Летом, в жаркую погоду, дети бегали на расположенное неподалеку кладбище немецких колонистов, где было несколько воронок от бомб, заполненных водой. Там и купались. Зимой во дворе детдома заливали каток. Традицией стали походы на лыжах в Парголово, поездки в Выборг. Летом не только отдыхали: трудились на прополке в совхозе «Лесное».

В доме был рояль, в столовой крутили кинофильмы. Работали драматический и хоровой кружки, сотрудник Кировского театра Нина Михайловна Блинова вела танцевальный кружок...

Почти все воспитанники детдома остались в Ленинграде. Очень талантливым был Лева Кострицкий, внук генерала. Он окончил школу с золотой медалью, потом - Ленинградский университет, где получал Сталинскую стипендию. Затем трудился в одной из крупных библиотек Ленинграда. Сама Валентина Григорьевна окончила промышленно-музыкальный техникум, стала мастером по деревообработке. Ее направили на работу на мебельную фабрику в Череповец, где она и живет по сей день.

Мы будем рады, если откликнутся те, кто может что-то добавить к рассказу о детском доме на Гражданке.

#война #детский дом #история #воспоминания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (6361) от 18.01.2019 под заголовком «Шефы из Рамбова».


Комментарии