Second port. Историк — о полярных конвоях Второй мировой войны

Нельзя сказать, что история полярных конвоев — в историографии их также именуют русскими, арктическими или северными — относится к «белым пятнам» в летописи Второй мировой войны. Напротив, известны результаты практически каждой операции, судьбы каждого из кораблей — и советских, и союзных, и вражеских. Наш собеседник кандидат исторических наук доцент Архитектурно-строительного университета Евгений ГУРЬЕВ, хорошо знакомый нашим читателям, темой полярных конвоев занимается уже больше двух десятков лет. Однако, по его словам, она практически неисчерпаема. А изучение документов противника, которое началось сравнительно недавно, может добавить в нее дополнительные детали и подробности.

Second port. Историк — о полярных конвоях Второй мировой войны | Июнь 1942 года. Британские эсминцы выходят в море из бухты Скапа-Флоу к северу от Шотландии для сопровождения полярного конвоя PQ-17. / Репродукция. ФОТО автора

Июнь 1942 года. Британские эсминцы выходят в море из бухты Скапа-Флоу к северу от Шотландии для сопровождения полярного конвоя PQ-17. / Репродукция. ФОТО автора

Евгений Павлович, зайдем издалека: когда вообще появилась практика морских конвоев?

— Само понятие «конвой» происходит от английского convoy, оно означает вооруженное сопровождение груза, корабля, человека. Термин «морские конвои» и сама их практика возникли в конце XVI века в эпоху англо-испанских войн. Группы торговых судов шли под охраной военного корабля — главным образом для защиты от пиратов. Сопровождающий корабль стали обозначать словом «конвой», и, соответственно, его ­команду называли «конвойной». Такая система просуществовала до начала ХIX века, когда Британия прочно стала владычествовать на морях, а пиратство сошло на нет.

Возродились морские конвои в разгар Первой мировой — как реакция Британского адмиралтейства на тотальную подводную войну, которую с 1916 года объявила кайзеровская Германия. Немецкие субмарины нападали на любые торговые суда воюющих, а зачастую и нейтральных стран. Поэтому англичане стали собирать торговые суда в группы, следовавшие под охраной военных кораблей.

Основным морским театром ­военных действий была Атлантика, но действовали тогда и северные конвои. Ходили они в Мурманск (в ту пору Романов-на-Мурмане) и Архангельск — точно так же, как и потом, во время Второй мировой. Через северные порты шли грузы, которые союзники по Антанте (англичане и французы) поставляли в Россию. А вооруженное сопровождение транспортов требовалось, поскольку немцы с 1917 года направили часть своих подводных лодок в Баренцево море.

Во Вторую мировую конвои начали использовать практически ­сразу же, с начала 1940 года, на главном ­театре военных действий в Атлантике, где немцы, следуя своей прежней стратегии, снова развернули подвод­ную войну, в первую очередь против Британии. Однако теперь возникла задача защищаться не только от субмарин и надводных кораблей, но и от авиации. И, надо сказать, в 1940 — 1941 годах немцам удалось причинить британским конвоям серьезный ущерб.

Что же касается русских, или полярных, конвоев… Союзники начали поставки в Советский Союз практически сразу же после того, как на него напала Германия. Причем поначалу в рамках ранее ­действовавших торговых соглашений, поскольку принятый в марте 1941 года в США закон о ленд-лизе был распространен на СССР только в октябре того года.

Но как доставить грузы в условиях практически сплошного восточного фронта, охватившего не только сушу, но и моря — Балтийское, Черное? Первым, самым очевидным, маршрутом был именно северный, поскольку напрямую из портов Шотландии (с декабря 1941 года использовали Исландию) через Атлантику и Северный Ледовитый океан он позволял доставлять грузы в Мурманск и Архангельск. И затем по Мурманской (с 1935 года — Кировской) железной дороге подвозить их к театру военных действий.

То есть эта магистраль приобретала стратегическое значение?

— Еще какое! Неслучайно немцы и финны неоднократно пытались эту дорогу перерезать, а Красная армия прилагала все усилия, чтобы ее отстоять. И, кстати, если бы немецкие и финские войска осенью 1941‑го соединились на Свири, они тем самым не только установили бы второе блокадное кольцо вокруг Ленинграда, но и поставили под угрозу доставку грузов по Кировской железной дороге. В этих условиях северный маршрут ленд-лиза мог быть вообще потерян.

Да, существовали альтернативные пути — дальневосточный и иранский, но северный был самым коротким. Хотя в то же время чрезвычайно уязвимым: значительная его часть проходила вдоль северных берегов Норвегии, которая с апреля 1940 года была оккупирована немцами. Они стали превращать побережье в сплошную военно-морскую и военно-воздушную базу. Специально против союзных конвоев.

Чем же они им так угрожали?

— Первоначально — ничем. Самый первый — «Дервиш» (в переводе — «паломник, странник») — прибыл в советские порты 31 августа 1941 года без потерь. Да и по большому счету первые шесть конвоев, не считая «Дервиш», с PQ-1 по ­PQ-6, прошли с осени 1941 года по весну 1942 года достаточно спокойно. Кстати, заглавные буквы PQ, которыми до августа 1942 года обозначали конвои, шедшие в СССР (в обратную сторону — QP), были не чем иным, как инициалами офицера Британского адмиралтейства Питера Квилина. Именно он отслеживал маршруты на оперативных картах. Потом конвои стали обозначить буквами JW в сторону СССР и RА — обратно. Скорее всего, это было связано с шифровкой портов назначения.

Первые конвои были не очень крупными — по 12 — 13 транспортов под охраной 6—10 кораблей эскорта. В первую очередь потому, что британский флот был распылен по всему миру и мог выделить для северных конвоев лишь строго ограниченное количество эскортных и тяжелых кораблей.

Поэтому всякий раз командование британскими ВМС, оперируя данными разведки, сравнивало свои силы с германскими, действовавшими в полярных морях, и только после этого принимало решение — проводить суда или подождать. Советские Северный флот и Северное морское пароходство не имели тогда такого количества кораблей, как Британия, а также опыта проведения конвоев. Северный флот на 1941 год — это всего восемь эсминцев!..

Кстати, ранее в отечественной историографии и публицистике подобную осторожность британцев объясняли не соотношением сил, а «антисоветизмом» британского премьера Уинстона Черчилля, а также интригами Британского адмиралтейства. И только теперь, при изучении британских и немецких документов, ранее недоступных исследователям, стал более-менее понятен реальный расклад.

Полярным конвоям в каком‑то смысле помогало то, что, пока под Москвой окончательно не провалился блицкриг, немцы смотрели на них сквозь пальцы. Об этом высказывались и Гитлер, и командующий немецкими ВМС Редер.

Мол, если русские сдадутся, тогда и техника, присланная союзниками, достанется в качестве трофеев?

— По сути дела так. А вот после срыва блицкрига появилась директива Гитлера о сосредоточении в Норвегии главных сил военно-морского флота. К весне 1942 года туда были перебазированы самый мощный на тот момент германский линкор «Тирпиц», тяжелые крейсера «Адмирал Хиппер», «Адмирал Шеер» и «Лютцов», две флотилии эсминцев, значительное количество подводных лодок.

И если в ноябре 1941 года в Северной Норвегии были сосредоточены шесть германских субмарин, то уже через год — 21. То же самое с авиацией: ее численность выросла с 250 до 500 самолетов.

Более того, в апреле 1942 года Гитлер объявил Норвегию «зоной судьбы», полагая, что борьба с конвоями приобретает важнейшее значение для исхода войны на востоке. Эти слова были сказаны им на совещании с высшим морским командованием — протоколы опубликованы в том числе и на русском языке еще в 1950‑е годы, но историки почему‑то не обращали на них особого внимания…

Становится понятной крайняя уязвимость кратчайшего, северного, маршрута конвоев.

— Приходилось рассчитывать на то, что удастся прорваться, не считаясь с потерями. А избежать их было невозможно, поскольку немцы старались во что бы то ни стало прервать движение судов. Недаром Черчилль назвал полярные конвои «самым ужасным путешествием на земле».

Группировка, сосредоточенная в Норвегии, могла в условиях полярного дня, когда солнце не заходит вообще, атаковать 24 часа в сутки. Было бы чем. А полоса, по которой следовали конвои, была очень узкой. Расстояние между берегом Норвегии и так называемым паковым льдом, который никогда не тает, составляет всего 400 миль летом и 270 с осени по весну. Конвои шли посередине этой полосы примерно в 200 милях (около 400 километров от берега). То есть в зоне, досягаемой для германской авиации.

Конвои обычно двигались парами в строго определенное время: один выходил из Исландии в Мурманск, другой — из Мурманска в Исландию. Их сопровождали корабли ближнего прикрытия. Действовали еще и силы дальнего прикрытия, они ходили севернее, кольцевым маршрутом, одновременно прикрывая оба конвоя.

Кроме того, с лета 1942 года и до конца войны союзники иногда устраивали крейсерскую завесу, выставляя несколько кораблей между дальним прикрытием и непосредственно конвоем. Быстроходные крейсера в случае нападения немецких военных кораблей могли первыми прийти на помощь.

Корабли Северного флота подключали к сопровождению конвоев на последнем этапе маршрута — от острова Медвежий до Мурманска и Архангельска. Но при этом английский эскорт все равно шел до пункта назначения, то есть подавляющее число и транспортов, и военных кораблей были британскими.

Естественно, была задействована вся береговая инфраструктура, и это была огромная заслуга начальника управления Главсевморпути Ивана Папанина — того самого знаменитого полярника, когда‑то дрейфовавшего на льдине.

С весны-лета 1942 года в конвойных операциях стали активно участ­вовать американцы. Их транспорты типа «Либерти», которые строили поточным методом на американских верфях, с 1943 года составляли большинство грузовых судов в конвоях. Продолжали участвовать в них норвежские, голландские, польские, канадские торговые и военные корабли с национальными командами.

Настоящий боевой интернационал!

— Так‑то оно так, но и трудностей хватало. Отношения приходилось выстраивать на ходу. Были созданы британская и американская морские миссии в Мурманске и Архангельске, задачей которых было координировать действия Северного флота с союзниками.

Возникли сложности с тем, что в порты Мурманска и Архангельска стали приходить иностранные торговые и военные корабли, чего преж­де не было. В 1941 году группа британских тральщиков и подвод­ных лодок даже постоянно базировалась в Североморске (тогда он назывался Ваенга).

Команды американских торговых кораблей зачастую были наняты на службу за деньги. Причем с учетом платы за риск. То есть особенно идейных людей там не было, и возникали ситуации, которые отразились в сводках и донесениях. Например, проявления расизма: белые американцы нередко заявляли, что не сядут в одну шлюпку (или за один стол) с афроамериканцами. Бывало и так, что команда отказывалась выходить в море, потому что на корабль не подвезли положенные по контракту теплые одеяла. И их приходилось привозить.

Много вопросов возникало по ­обеспечению быта и досуга ­иностранных моряков в ­Мурманске и Архангельске. Советские органы госбезопасности были в крайнем напряжении: как контролировать такое огромное количество ­иностранцев, их общение с русскими, как не допустить утечки информации, шпионажа, вербовки?..

При этом надо учитывать, что тот же Мурманск летом 1942 года был практически полностью уничтожен вражеской бомбардировкой. Порт работал, а город был разрушен. На фотографиях того времени видны одни печные трубы. Жители ютились в землянках. А иностранные моряки требовали комфортных условий. Для многих из них северные города стали тем, что у английских моряков называется second port («второй порт») и означает «второй дом». Мне доводилось видеть в Центральном военно-морском архиве документ — заявку на продукты: представитель английской военной миссии просил советскую сторону выдать командам апельсины. На что офицер снабжения отвечал: «Нет и не будет».

Справедливости ради: когда на конвои нападали немцы, защищаться приходилось сообща…

— Конечно, тем более что угроза конвоям исходила одновременно с трех сторон — от подводных лодок, кораблей и авиации.

Немцы применяли самые разные тактические приемы. Например, «топмачтовое» бомбометание, когда самолеты сбрасывали свой груз не с большой высоты, а на уровне мачт корабля, так что бомба попадала в его борт. Тактику «золотых клещей», когда бомбардировщики и торпедоносцы одновременно атаковали с малой и большой высоты, и «волчьих стай», когда группа подводных лодок организованно нападала на конвой с нескольких сторон.

В определенном смысле нам еще повезло, что немцам до конца войны так и не удалось наладить взаимодействие авиации с подводными лодками. Во-первых, такой радиосвязи тогда еще не было, а во‑вторых, авиация и подводный флот относились к разным ведомствам, главы которых, Геринг и Редер, между собой не ладили. Что сказывалось на взаимодействии подчиненных.

Как известно, самому серьезному разгрому в июле 1942 года подвергся PQ-17. Против него немцы отправили эскадру во главе с «Тирпицем». Советская подлодка «К-21» под ­командованием капитана 2‑го ранга Николая Лунина по шуму винтов обнаружила цель. Субмарина атаковала эскадру торпедным залпом, причем это был единственный подобный прецедент за всю войну, после чего ушла на глубину.

По немецким данным, ни один корабль повреждений не получил, однако эскадра была обнаружена. Британцы отправили сражаться с ней все силы, в том числе эскорт конвоя. Но из перехваченных радиограмм немцы поняли, что обнаружены, после чего «Тирпиц» уклонился от боя и вернулся на базу. Союзники этот маневр пропустили, но было уже поздно: они оставили транспорты без сопровождения, и две трети их были потоплены.

Между тем, когда конвой ходил организованно, ему удавалось вполне успешно отбиваться от врага. А ­PQ-17 в итоге стал символом разгрома…

И это имело тем более печальные последствия, потому что произошло летом 1942 года на фоне тяжелейших боев за Сталинград.

— Да, статистика неутешительна: в 1942 году в результате немецких атак на северном маршруте был потерян 61% грузов. И все‑таки жертвы не были напрасными, поскольку помощь была критически важна именно в этот период. Вот лишь один факт: с 1 июля 1941 года по 1 июля 1942 года поставки по ленд-лизу позволяли покрыть 30% потерь в танках и 40% потерь в самолетах.

После разгрома PQ-17 возникла пауза на несколько месяцев, и только категорическое требование Сталина, поддержанное Рузвельтом, заставило Британское адмиралтейство отправить следующий конвой — PQ-18. И он в сопровождении мощного эскорта был успешно проведен в сентябре 1942 года. Именно тогда союзному эскорту впервые удалось нанести немцам большие потери, чем они конвою.

После этого с конца 1942 года немцы начали постепенно перебазировать авиацию из Норвегии в Средиземное море. Остались только подводные лодки. И осенью 1942 года произошел перелом в боевых ­действиях как на суше, так и в конвойных операциях на море.

Не очень широко известно о двух крупных морских сражениях в истории северных конвоев. Первое — так называемый новогодний бой 31 декабря 1942 года, когда немецкие тяжелые крейсера и шесть эсминцев атаковали союзный конвой JW-51, но потерпели поражение. После чего разъяренный Гитлер приказал вывести из Норвегии все тяжелые корабли, полагая, что они здесь больше существенной роли не сыграют и следует переключиться исключительно на подводную войну.

Второе — немецкая операция «Остфронт», или так называемый рождественский бой 26 декабря 1943 года: атака линкора «Шархорст», последнего активно действовавшего линкора Германии, на конвой JW-55B. В результате «Шархорст» был потоплен. После этого немецкие надводные корабли больше не трогали конвои.

А немцы водили свои северные конвои?

— Да, вдоль побережья Норвегии. Им ведь надо было снабжать группировку, воюющую на мурманском направлении, и горную армию в Лапландии. Союзники боролись с этими конвоями, их преследовали советские подводные лодки, торпедоносная авиация, торпедные катера, была даже предпринята атака наших эсминцев во главе с лидером «Баку» на немецкий конвой. Но эффективность этих атак — нынче ­вопрос дискуссионный. Увы, заявленные победы не подтверждаются немецкими документами.

У побережья Норвегии активно действовали английские субмарины и самолеты. В 1944 году британские бомбардировщики, используя для дозаправки аэродром под Архангельском, потопили семитонными бомбами «Тирпиц», поставив точку в карьере этого самого мощного линкора Германии. Правда, только четвертая атака с воздуха привела к тому, что он перевернулся и затонул…

Это была тяжелая битва, но мы вместе с союзниками выстояли. Если говорить об итогах, то с августа 1941 года по май 1945-го союзники провели 68 северных конвоев. В этих операциях погибло 127 транспортных судов из 583 и 36 боевых кораблей из 435. Но, подчеркну еще раз, жертвы не были напрасными, и поставки по ленд-лизу сыграли свою роль. Немцы в операциях против конвоев потеряли 42 боевых корабля, включая субмарины. ­Последние союзные конвои в северные порты СССР пришли в сентябре 1945 года, когда уже завершались боевые действия на Дальнем Востоке.

Вообще же северные конвои — уникальный пример боевого братства советских, британских и американских моряков. И не случайно отношения между ветеранами северных конвоев, а теперь уже и их потомками, продолжаются, связывая наши страны «народной дипломатией».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #полярный конвой #Вторая мировая война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 32 (7115) от 22.02.2022 под заголовком «Second port».


Комментарии