Санки с компасом. Военные гидрографы на «зимней» войне
Восемьдесят лет назад завершилась война между СССР и Финляндией. 12 марта 1940 года был подписан Московский мирный договор, на следующий день в полдень прекратились боевые действия.
Фото: Pixabay / Efraimstochter
В той короткой войне участвовали практически все рода войск, однако не очень известными по сей день остаются действия военных гидрографов. На Балтийском флоте из них был сформирован ледово-дорожный отряд в составе 40 специалистов, обеспечивавший переброску войск и техники по льду Финского залива.
Гидрографы занимались разведкой трасс, их навигационным оборудованием, определяли степень их проходимости, обеспечивали разведку. Они руководили переброской крупных войсковых соединений на фланг Красной армии и в тыл противника, нередко следуя впереди разведывательных частей.
Уже через три дня после начала войны советская морская пехота захватила крупные острова в Финском заливе - Гогланд, Большой Тютерс, Сескар, а также Соммерс и Нерви. Особое значение имела деятельность гидрографов в обеспечении снабжения гарнизонов этих островов, а затем и проведения с их территории разведывательных и наступательных операций.
Проводка обозов в пургу и метель, с боезапасом и продовольствием на острова Гогланд и Большой Тютерс дала гидрографам большой опыт. Они внедрили оригинальный метод: позади лошади, запряженной в сани, закрепляли лыжные санки с компасом, рулевой становился на концы лыж-санок и, держась за ручки, следил за курсом. Если лошадь уклонялась от курса, то рулевой за вожжи поворачивал ее.
В феврале 1940 года гидрографы получили приказ - провести четыре батальона с острова Сескар на северный берег Финского залива (около 40 км), чтобы ударить во фланг по сильно укрепленным финским позициям. Несмотря на ненастную погоду, мокрый снег, дождь и плохую видимость, задача была выполнена.
В следующий раз семь командиров-гидрографов дорожно-разведывательного отряда успешно провели пять лыжных батальонов с островов Гогланд, Соммерс и Нерви к островам Хоувари, Киускери (Большой Фискар) и Луппи, занятым противником. Войска были выведены в точно указанные пункты. Проводка осуществлялась по магнитному компасу на санках со скоростью движения 2,5 - 3 км/ч.
Бойцы двигались по льду под сильным артиллерийским огнем с острова Пуккио. Наступление было вспомогательным: требовалось отвлечь внимание противника от десантной операции 86-й стрелковой дивизии, переправлявшейся по льду Финского залива в тыл к финским войскам у Выборга...
Всего зимой 1939/40 годов гидроразведывательные партии проложили между островами восточной части Финского залива 12 зимних дорог общей протяженностью 330 км. Для крупномасштабной проводки войск по льду было проложено пять основных трасс и четыре вспомогательные протяженностью 22 - 23 км каждая.
В «Отчете гидрографии Краснознаменного Балтийского флота за 1940 год» указывалось, что «в период военных действий многие бойцы и командиры проявили себя как верные патриоты Советской родины». Но самое главное: опыт, полученный гидрографами в период «зимней» войны, спустя полтора года после ее окончания оказался вновь востребованным в блокадном Ленинграде - для создания Дороги жизни на Ладоге и ледовых трасс в Финском заливе.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (6443) от 13.03.2020 под заголовком «Санки с компасом».
Комментарии