«С великим одобрением в публике». Первый век главной газеты
«Санкт-Петербургские ведомости» стали наследником, фактически продолжением первой в нашей стране печатной газеты — «Ведомости», которая начала выходить на исходе 1702 года. Полностью она именовалась длинно: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах».

ФОТО Markus Spiske on Unsplash
А печатные «Ведомости» в свою очередь являлись наследником рукописной газеты, выходившей на протяжении всего XVII века и именовавшейся то «ведомостями», то «вестями», то «курантами», то «вестовыми письмами». Однако если рукописная газета лишь информировала верхи о текущих событиях, то печатная была, по сути, рупором реформ Петра I и адресовалась более широкой читательской аудитории. Да и не только рупором Петра, но и его детищем.

История петровских «Ведомостей» начиналась в Москве: Петербурга в момент их рождения еще не существовало. Но 11 мая 1711 года начались петербургские страницы истории «Ведомостей»: очередной номер газеты был в тот день впервые отпечатан в Северной столице. С того времени она выходила в свет поочередно в двух столицах; иногда петербургские номера перепечатывались в Москве полностью, с добавлением лишь даты перепечатки.
Спустя год после смерти Петра I, в 1726 году, недавно открытая в Петербурге Академия наук обратилась к Коллегии иностранных дел с инициативой передать ей выпуск газеты. Екатерина I дала добро: «газеты и ведомости печатать… на латинском, немецком и российском языках».
Академия начала с немецкого, поскольку состояла почти из одних немцев. В 1727 году в свет начала выходить газета Sankt-Petersburgische Zeitung. Полгода спустя, 2 января 1728 года, Академия наук выпустила первый номер русской газеты — «Санкт-Петербургских ведомостей». На первых порах они были переводом Sankt-Petersburgische Zeitung.
Но время шло — и все чаще не немецкие тексты перекладывались на русский язык, а иностранные новости переводились вначале на русский, а уже потом на немецкий.
Первым редактором газеты тоже стал немец — 23‑летний адъюнкт по истории Герард Фридрих Миллер. В России он стал признанным историографом, хотя и написанная им история России вызвала возражения многих, в том числе и Михаила Ломоносова. Работа Миллера в газете, как писал позже он сам, имела успех: «Ведомости» были встречены с великим одобрением в публике: тогда сообщались там из первых рук важные придворные и государственные известия».
Первыми русскими сотрудниками «Ведомостей», как можно догадаться, стали переводчики. Поначалу в газете в обилии печатали иностранные известия, преимущественно переводные, а иногда и от собственных корреспондентов. Скупые вести о российских событиях умещались поначалу в одну-две заметки. Поэтому весной 1728 года вышел императорский указ: «Как из сената, так и из штатских коллегий и канцелярий и контор, о принадлежащих к ведению народному публичных делах, кроме секретных и не подлежащих к народному известию, ведомости, для печатания в газеты, посылать в академию наук».
Немало сил пришлось потратить Академии наук на то, чтобы наладить продажу газеты. Хотя в первый год тираж ее был невелик — всего 708 экземпляров, но и он расходился непросто. Основных причин было две: отсутствие привычки к чтению газет и дороговизна «Ведомостей» в глазах читателя. Один номер стоил 4 копейки, годовая подписка — 4 рубля.
Последним редактором «Санкт-Петербургских ведомостей» в XVIII столетии (и первым в столетии XIX) стал Петр Соколов — непременный секретарь Российской академии, переводчик и филолог. Редакторский пост Соколов занял 12 мая 1797 года и продержался на нем рекордный срок — тридцать два года. Уже в первые годы его редакторства тираж вплотную подобрался к отметке три тысячи экземпляров.
При Александре I особенно много места было отдано научным проблемам и новостям: газета получила даже особые предписания от молодого императора, который повелел публиковать сообщения обо всех новых открытиях в области наук, ремесел, земледелия. Такие сообщения часто печатались в газете под отдельной шапкой — «Ученые известия».
В 1812 году специальные прибавления к газете — «Известия о военных действиях» и «Известия из армии» — оповещали читателей обо всех важнейших событиях Отечественной войны. Будущий декабрист Никита Муравьев писал по пути в армию своей матери: «Что делаете вы, маминька? Конечно, покупаете карты, смотрите на них, ищете нашу дорогу или читаете Ведомости и думаете, что я уже прибыл в армию».
В последний год соколовского редакторства, 1828‑й, Академия наук всерьез задумалась о развитии газеты и вышла с предложениями в Комитет министров, тот представил их, уже от своего имени, императору Николаю Павловичу. На исходе года положение комитета «О предположении к улучшению С. Петербургских Академических Ведомостей» было высочайше утверждено.
Речь шла о пополнении газеты «полнейшими внутренними и заграничными известиями», о публикации полицейских уведомлений и сообщений, «любопытных для публики», о включении в газету сведений о ценах на «главнейшие съестные припасы» и о многом другом. С 1831 года газета стала издаваться ежедневно — вернее, шесть раз в неделю, с выходным в понедельник. Новшество способствовало не только оперативности, но и расширению круга подписчиков.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в«Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7332) от 11.01.2023 под заголовком ««С великим одобрением в публике»».
Комментарии