Русский Моцарт. Чем известен Евстигней Фомин

Евстигней Фомин прожил всего 38 лет и умер за четыре года до рождения Михаила Глинки, основоположника русской оперы. Имя его оказалось надолго забытым, а многие сочинения – навеки утерянными. Между тем он был предшественником русских композиторов-классиков, особенно в оперном жанре.

Русский Моцарт. Чем известен Евстигней Фомин | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Интерес к творчеству этого замечательного музыканта возник лишь в середине ХХ века, были найдены скудные данные его биографии и частично возвращены к жизни его произведения.

Евстигней Фомин родился 5 августа 1761 года в Петербурге в семье солдата-артиллериста. Рано осиротел и в шестилетнем возрасте был отдан в воспитательное училище при Академии художеств, где учился пятнадцать лет. В те годы там наряду с общеобразовательными предметами, живописью и скульптурой преподавали и музыкальные дисциплины. Евстигней выучился игре на клавикордах, брал уроки композиции, а также освоил дирижерское искусство.

Фомин был старательным учеником, но и судьба его баловала. Академию он окончил с отличием в 1782 году и был на три года отправлен в Италию, в Болонью, для занятий под руководством знаменитого музыканта – падре Джованни Баттиста Мартини, учителя самого Вольфганга Амадея Моцарта. А в 1785-м Фомин под именем Эугенио Фомини был избран в члены Болонской филармонической академии.

В 1786 году композитор возвратился в Петербург, где написал свою первую оперу «Новгородский богатырь Василий Боеславич» на либретто Екатерины II. Императрица, как известно, не только была любительницей оперы и других искусств, но и сама сочиняла либретто, поручая известным композиторам писать на них музыку. В том же году премьера первой оперы Фомина с громадным успехом состоялась в Эрмитажном театре.

Но не нужно было счастливцу возвращаться в Россию! Странно, но после первых успехов талантливый музыкант попал в опалу и был отправлен в Тамбовскую губернию – в канцелярию Гавриила Державина. Как такое могло случиться? Зависть коллег, соратников?..

Дальнейшая биография Фомина почти неизвестна. В 1788 году он написал одну из наиболее известных своих опер, «Американцы», на либретто 19-летнего Ивана Крылова. Но дирекция императорских театров не приняла ее к постановке, и только незадолго до смерти автора опера увидела сцену.

В дальнейшем Фомин сочинял музыку как «свободный художник» и почти тайно. В Тамбове в 1788 году анонимно было опубликовано либретто его знаменитой оперы «Ямщики на подставе»: копия рукописи была обнаружена лишь в 1933 году в архиве Державина. Это была первая русская классическая опера, целиком основанная на народных песнях. Никогда раньше русские композиторы не создавали своих сочинений на основе русских песен: они использовали только фрагменты.

Другим знаменитым сочинением Фомина является написанная в 1791 году мелодрама «Орфей и Эвридика» на текст драматурга Якова Княжнина. Фомину принадлежит и музыкальная редакция знаменитой русской комической оперы «Мельник – колдун, обманщик и сват», написанной талантливым самородком Михаилом Соколовским. Эта опера пользовалась громадной любовью слушателей и стала одним из самых популярных произведений своего времени.

«Сия пьеса столько возбудила внимания от публики, что много раз с ряду была играна, и завсегда театр наполнялся: а потом в Санктпетербурге была представлена много раз у Двора, а в случившемся на тогдашнее время вольном театре у содержателя г. Книппера была играна с ряду двадцать семь раз», – отмечал актер и критик П. А. Плавильщиков.

Лишь после смерти императрицы Екатерины, в 1797 году, Фомин получил жалкую должность репетитора придворных театров и помогал певцам разучивать оперные партии. Непризнания и унижения привели композитора к болезни, и «русский Моцарт» умер 28 апреля 1800 года. Место его погребения неизвестно.

До нашего времени дошли партитуры опер «Ямщики на подставе», «Американцы», «Орфей и Эвридика», а также хор из музыки к пьесе В. Озерова «Ярополк и Олег». Оперы «Новгородский богатырь Василий Боеславич» и «Золотое яблоко» (последняя из известных работ композитора) сохранились в виде оркестровых партий. В ХХ веке несколько опер Евстигнея Фомина были с успехом поставлены на сценах театров Москвы и Ленинграда. Мелодраму «Орфей» исполняли на концертах, посвященных 250-летию Ленинграда. В некоторых театрах его оперы ставят и в наше время.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #музыка #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (6731) от 31.07.2020 под заголовком «Русский Моцарт».


Комментарии