Реклама и народное здравие. Первая Всероссийская гигиеническая выставка

На иллюстрации из журнала «Нива» – посетители первой Всероссийской гигиенической выставки, открывшейся в погожий майский день 1893 года в Михайловском и Казачьем манежах. За полгода, пока она работала, ее посетили двести тысяч человек. Среди сорока тысяч представленных там экспонатов каждый находил для себя что-то любопытное и поучительное.

Реклама и народное здравие. Первая Всероссийская гигиеническая выставка | Гостей выставки угощали традиционными российскими напитками – сбитнем, киселем, квасом, медовухой. Предлагали также кулебяки, курники, рыбники, пироги, оладьи, квашеную капусту, соленые грибы и огурцы. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Гостей выставки угощали традиционными российскими напитками – сбитнем, киселем, квасом, медовухой. Предлагали также кулебяки, курники, рыбники, пироги, оладьи, квашеную капусту, соленые грибы и огурцы. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Мастеровые, рабочий люд, увидев на большом двухэтажном здании вывеску «Общество трезвости», заходили туда, вид имея скептический: чему, мол, тут собираются нас учить? А узнав, что павильон построен на средства чайной фирмы «Петр Боткин и сыновья», усмехались: ясно, чего хотят – чая продать побольше... Но увиденное заставляло задуматься.

Рассматривая иллюстрированный альбом «Эхо. Пьянство и его последствия», многие узнавали в зарисовках бытовых сценок и подписях к ним знакомые им картины. Например, такую: «Грудной ребенок, брошенный пьяной матерью, валяется на голой лавке. Он давно плачет с голоду, но никто не слышит его плача. Отец допивает остатки водки из бутылки. В избе холодно, не топлено, давно тут пусто, все пропито и снесено в кабак. Все пошло прахом. Разрушилась семья. Он зимой пьяный замерз около задворок. Она пошла с сумой по миру. Ребенок умер»...

А потом посетители, уже без всякого скептицизма, знакомились с работой «Дома трудолюбия» священника Иоанна Кронштадтского, других «братств трезвости». Читали «обетные грамоты» тех, кто «изъявил твердое намерение и дал крепкое обещание не пить ничего хмельного». И уносили с собой предложенные им журналы и брошюры. Разумеется, как и ныне, производители и торговцы всеми силами старались расхвалить свой товар.

«Конкуренция между изобретателями в полном разгаре. Борьба не ограничивается выставкой рекомендуемых произведений, она перешла уже на литературную почву и в особых брошюрах, бесплатно раздаваемых обозревателям выставки, каждый изобретатель расхваливает свой товар и раскритиковывает чужой под самыми научными соусами...

Вас нагружают целою кучею реклам, в которых горячо пропагандируется, что сапокрезол и карболовый порошок московского фармацевта Келера – самые лучшие и выгодные из всех существующих дезинфекционных средств, что жидкость, порошок и мыло лондонского фабриканта Джейса – суть последнее слово дезинфекции... Фигурирует порошок Зотова и изготовляемый на Санкт-Петербургском Каменском торфяном заводе торфяной порошок сфагнум. Выставлен даже матрас из сфагнума. Манекен дезинфектора, с ног до головы закрытого платьем из парусины, и с губкою, пропитанною обеззараживающей жидкостью вокруг рта, дополняет картину», – сообщалось в журнале «Нива».

Но наряду с курьезными фактами посетители узнавали и действительно что-то важное. Например, в буклете Надеждинского родовспомогательного учреждения говорилось, что в критическую минуту в него может обратиться любая женщина, которой нужен уход и помощь врача: и имеющая достаток, и бедная работница-поденщица, зарабатывающая хлеб тяжким трудом и часто не имеющая своего угла для ночлега...

Главная идея выставки, которую пять лет готовило Русское общество по охранению народного здравия, заключалась в следующем: «Здоровье народа – высший закон». Усилиями этой организации на выставке была показана важность требований гигиены во многих областях – в обустройстве промышленных, общественных и частных зданий, защите окружающей среды, содержании учебных и лечебных учреждений, приготовлении пищи, изготовлении одежды и обуви.

Организаторы выставки утверждали: «Если здоровый дух может находиться только в здоровом теле, то здоровое тело – в здоровом жилище, а здоровое жилище – в здоровом городе».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#выставка #история #здоровье

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 95 (6933) от 28.05.2021 под заголовком «Реклама и народное здравие».


Комментарии