«Пьян до безобразия». История скандального столкновения между дворником и жильцом доходного дома

«Откуда вы такого разбойника дворника выкопали?» — «Думал, хорош. Кто его знал? Теперь прогоню вон». — «Этих дворников рублем не проберешь — надо просто в тюрьму их сажать». — «Виноват‑с, господин судья»… Такой диалог мирового судьи и управляющего одним из доходных домов столицы приводила «Петербургская газета» 6 октября 1882 года. Поводом к нему послужило скандальное столкновение между дворником и одним из арендующих квартиру жильцов.

«Пьян до безобразия». История скандального столкновения между дворником и жильцом доходного дома | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Как известно, дворник был одним из самых колоритных персонажей дореволюционного Петербурга. Одетый в фирменный жилет и белый холщовый фартук, рубаху навыпуск и черный картуз с лакированным козырьком, он с раннего утра появлялся на улице с метлой, колол дрова и разносил их по квартирам жильцов…

Существовала специальная категория дворников, которые назывались «дежурными»: они, как правило, не занимались уборкой территории, а осуществляли наблюдение за порядком в ночное время. Дежурные дворники регистрировались в канцелярии петербургского градоначальника и фактически осуществляли полицейские функции.

Кроме того, все дворники держали жильцов своего дома под постоянным наблюдением и оперативно сообщали в полицию обо всех «пришлых людях» и вообще любых странных и подозрительных происшествиях. Они же выступали понятыми при обысках и арестах.

Большие многоквартирные дома, как правило, обслуживали целые артели дворников. Они могли насчитывать до нескольких десятков человек. Возглавлял артель старший дворник: часто отставной нижний чин или крестьянин средних лет, давно перебравшийся в город, пользующийся полным доверием домовладельца. Он показывал интересующимся свободные квартиры, взимал со съемщиков арендную плату, следил за сохранностью имущества, вывозом мусора и противопожарной безопасностью.

В обязанности старшего дворника также входило наблюдение за порядком. Он обязан был лично знать в лицо всех проживающих в доме, включая прислугу, вести домовую книгу и строго следить за тем, чтобы вновь прибывшие квартиранты в трехдневный срок прописывались в полиции.

Однако случалось, что в старшие дворники попадали не совсем «проф­пригодные» кандидаты. Именно такая история и произошла в одном из доходных домов на Николаевской улице (ныне улица Марата).

По сообщению «Петербургской газеты», старший дворник крестьянин Елисеев «напился с самого утра пьян до безобразия» и в таком виде явился в квартиру одного из жильцов — губернского секретаря Корицкого. Он потребовал с жильца плату за то, чтобы «прописать» его паспорт в полиции. Как хорошо было известно чиновнику, гербовый сбор за эту процедуру составлял 30 копеек, однако дворник заломил цену почти в три раза больше.

Удивленный подобным нахальством жилец попросил дворника удалиться, что тот «после нескольких дерзостей исполнил». Сам же Корицкий немедленно отправился к управляющему домом. Но стоило только квартиранту начать жаловаться на дворника, как последний оказался рядом и безапелляционно заявил: «Все врет этот чиновничишка».

Выведенный из себя Корицкий громко велел дворнику убираться и, схватив его за плечи, повернул кругом. Дальнейшее, по словам корреспондента газеты, совершенно вышло за рамки приличия. «Елисеев, долго не думая, ударил, что было сил, Корицкого по уху так, что он зашатался. Собрался народ, и дворника препроводили в участок».

Мировой судья, рассматривавший это происшествие, был весьма озадачен поведением дворника и напрямую задал ему вопрос: «Вы что же, убивать скоро будете своих жильцов?». На что Елисеев, нимало не смутившись, отвечал: «Сами они тому причиной‑с». Дальнейший диалог между ними продолжался в том же ключе: «Эк! Напился, как сапожник, да и пошел квартирантов бить. А зачем 80 копеек требовал? На пьянство?». — «По положению‑с».

В итоге, как сообщала газета, ­судья отправил буйного дворника под арест на семь суток. Прописываться в полиции Корицкому пришлось самостоятельно.

* * *

«Мы уже говорили однажды о намерении доктора М. М. Маргулиса завести в С.‑Петербурге частную лечебницу для образованного сословия… Ничего не может быть полезнее подобных заведений! Вы приехали в столицу издалека, остановились или в гостинице, или на частной квартире. Несчастие посетило вас, вы заболели, куда деваться?.. Мы осмотрели заведение доктора Маргулиса во всех подробностях и даже мелочах, и должны отдать ему полную справедливость: все устроено чудесно… Кроме отдельных комнат есть комнаты общие, роскошно меблированные… Тут есть фортепиано, журналы… Доктор и фельдшера дежурят день и ночь, и прислуга избранная… В такой лечебнице и самый прихотливый богач найдет все, что только ему нужно и полезно для его здоровья».

«Северная пчела», 10 февраля 1845 г.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #драка #суд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (7349) от 03.02.2023 под заголовком «Дворник-разбойник».


Комментарии