Простреленная шуба. Как банда из Петрограда погорела на первом же деле

«Прошлым вечером царскосельский пристав г. Богдан совершал объезд своего района, посмотреть, все ли у него благополучно. Дорога его лежала по шоссе за Пулковым к Царскому Селу. В санях у него находился небольшой пес. Уже темнело. Вдруг животное как-то тревожно насторожилось и завыло»... Так «Петроградский листок» в номере от 17 января 1917 года рассказывал об истории, развивавшейся по всем правилам детективного жанра.

Простреленная шуба. Как банда из Петрограда погорела на первом же деле | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Пристав остановил сани и стал осматривать местность. На первый взгляд - ничего необычного: усыпанное белым снегом поле. Но когда из-за туч выглянула луна, его взгляд зацепился за небольшой «снежный холм», который... кровоточил. В сугробе лежал неизвестный в одном костюме... «Как-то странно сверкала золотая цепочка и вывалившиеся из жилетного кармана часы».

Вскоре прибыли полицейские с собаками-ищейками, те взяли след, который, однако, прервался на шоссе, где виднелись отпечатки автомобильных шин. Документы, извлеченные из кармана неизвестного, позволили определить его личность: это был Иоганнес Лийн, проживавший с женой на Петербургской стороне и работавший наемным водителем у некоего Петра Каббина. Говоря современным языком, он работал таксистом на хозяина.

Тем временем в Петрограде, на Пироговской набережной, был найден тот самый «мотор» под номером 4055, следы шин которого обнаружились на месте преступления. «В машине лежала шоферская шуба, вся забрызганная кровью. В шубе имелось пулевое отверстие», - сообщал репортер.

Следователи выяснили, что накануне гибели шофер был направлен хозяином на стоянку к Гостиному двору, где его наняли для поездки в Царское Село двое неизвестных. Подозреваемых вычислили и задержали. Ими оказались молодые крестьяне - 21-летний Михаил Зайцев по кличке Мишка Шофер и 25-летний Александр Сметанин (Шурка Студент). Один работал, другой учился, но со временем они нашли, как им казалось, более прибыльное занятие - разбой...

Было установлено, что приятели задумали угнать автомобиль и с выгодой продать его, для чего вышли на «известного хулигана» 18-летнего Николая Поздеева-Александрова (Кольку Наборщика), который обязался найти покупателя. Прилично одевшись и прихватив наган (добыть оружие в воюющей стране было несложно), Сметанин и Зайцев за 95 рублей наняли автомобиль и отправились в Царское Село.

В пустынном месте они потребовали остановиться. Прогремели выстрелы. Убийцы забрали деньги (выручку за несколько дней - 850 рублей), сняли шубу, тело забросали снегом и умчались в Петроград. Там подельники решили шикануть, пригласили покататься своего приятеля с невестой, причем Шурка Студент укутал девушку в простреленную и окровавленную шубу... Затем занялись сбытом «мотора». Но вот незадача: Колька Наборщик не сумел найти покупателя, а спрятать машину было негде. Тогда ее попросту бросили на пустынной набережной, сняв все ценное, и отправились восвояси.

Полиция провела у подозреваемых обыски, нашла награбленное, и злоумышленникам было не отвертеться. Как сложилась их дальнейшая судьба - неизвестно. Вскоре произошла Февральская революция, тюрьмы и полицейские участки были разгромлены. Не исключено, что убийцы сумели избежать наказания, будучи освобождены революционным народом...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #Петроград #грабители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (6634) от 28.02.2020 под заголовком «Простреленная шуба».


Комментарии