Главная городская газета

Пророк социализма

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Партбилет как библия

О чем мечтал и к чему стремился «новый человек» Читать полностью

Двенадцатый

После побега выжить удалось только ему одному Читать полностью

Автограф на стене

Звука выстрела Алексей не расслышал, только почувствовал, как дрогнула под ногами земля и горячая волна швырнула его на дно оврага. Читать полностью

Блокадный конь Васька

C группой выздоравливающих был отправлен для окончательной поправки здоровья «на природу» - Карельский перешеек... Читать полностью

Сувенир из прошлого

Предлагаю к дню полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады испечь хлеб по блокадному рецепту. Читать полностью

Живу за маму и сестру

Жили мы в Петергофе. Когда началась война, дома остались мама, младшая сестренка Зоя и я. Читать полностью
Реклама
Реклама
Пророк социализма | Георгий Валентинович Плеханов, 1910-е гг. <br>Из фондов Музея политической истории России

Георгий Валентинович Плеханов, 1910-е гг.
Из фондов Музея политической истории России

2017 год - знаковый, исполняется 100 лет событиям 1917 года. Ничего удивительного, что им, а также действующим лицам того времени будет посвящено множество публикаций. И начинаем мы с рассказа о Георгии Плеханове - учителе Ленина, который затем стал одним из его самых яростных критиков. Еще один повод вспомнить о первом русском марксисте - в декабре минувшего года исполнилось 160 лет со дня его рождения. Этой дате Музей политической истории России посвятил выставку «Плеханов - апостол русского марксизма». Ее куратор старший научный сотрудник музея кандидат исторических наук Александр СМИРНОВ считает, что в трудах Плеханова можно найти ответы на вопросы, почему в 1917 году события пошли именно так.

- Александр Павлович, давайте напомним: Плеханов, как и Ленин, происходил из небогатых дворян. Как он увлекся революционными идеями?

- Плеханов родился в 1856 году, его детство и юность пришлись на эпоху великих реформ Александра II. Ломка всего старого уклада жизни, безусловно, сказалась на дальнейшем выборе его пути. Это во многом объясняет, почему из семьи, в которой почетны были традиции служения Российскому государству (в армии служили и отец с дядей, и три старших брата), вышел революционер.

Первоначально Георгий продолжил дело отца. Окончил с золотой медалью воронежскую Михайловскую военную гимназию, поступил в Константиновское артиллерийское юнкерское училище в Петербурге. Еще в гимназии на Плеханова произвело большое впечатление вольнолюбивое творчество Белинского, Чернышевского, Некрасова и Добролюбова. Друг Плеханова Лев Дейч впоследствии отмечал, что непосредственной причиной разрыва Георгия с военной карьерой стали многочисленные аресты молодежи - участников «хождения в народ», которые пропагандировали социалистические идеи и призывали крестьян к бунту.

В 1874 году Плеханов оставил училище и поступил в Горный институт. Однако идеи народников - крестьянская революция, некапиталистический путь развития России и переход к социализму через сельскую общину - настолько увлекли его, что он бросил образование. А в 1876 году стал одним из создателей народнической организации «Земля и воля». Уже первая акция Плеханова - манифестация у Казанского собора 6 декабря того же года - сделала его знаменитым... Он произнес антимонархическую речь в защиту Чернышевского. Это была первая в России политическая демонстрация протеста, на ней впервые был поднят красный флаг.

- А ведь Плеханову было тогда всего двадцать лет...

- Да, и притом уже в «Земле и воле» Плеханов зарекомендовал себя специалистом по рабочему вопросу - вел пропаганду на фабриках, организовывал выступления рабочих.

Вскоре часть народников перешли к террористической борьбе, для Плеханова это было неприемлемо (хотя дружбу с Верой Засулич, «прославившейся» покушением на петербургского генерал-губернатора Трепова в 1878 году, он пронес через всю жизнь), и он возглавил пропагандистскую народническую организацию «Черный передел».

Впрочем, народником Плеханов оставался недолго. В эмиграции он в 1883 году создал первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда». Перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса. Недаром впоследствии Луначарский сравнивал Плеханова с Андреем Первозванным: мол, апостол перенес в Россию первое Евангелие, а Плеханов - «второе евангелие - учение Маркса».

Уже тогда он становится убежденным и даже ортодоксальным марксистом, уверенным в том, что в России произойдет социалистическая революция - когда созреет пролетариат. Новое поколение российских революционеров воспринимало Плеханова как непререкаемого «учителя марксизма». К нему приезжали делегаты от марксистских кружков. В 1895 году произошло знакомство Плеханова с Владимиром Ульяновым, прибывшим в Женеву от петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

И это как раз и есть та точка отсчета, с которой началась дружба-соперничество Плеханова и Ленина. До 1903 года, когда состоялся второй съезд РСДРП, учитель и ученик шли в тандеме, однако разногласия усугублялись.

- Что это было: личное соперничество или серьезные идейные разногласия?

- И то и другое. Плеханов считал, что Ленин насаждает в партии бонапартизм. Хотя на самом деле они были очень похожи: нетерпимость, воинственность, жесткость по отношению к оппонентам были свойственны обоим, и Ленин воспринял эти качества от своего учителя. Но, как одинаковые полюсы, Плеханов и Ленин отталкивали друг друга.

Разница взглядов проявилась уже во время первой русской революции 1905 - 1907 годов. Сначала Плеханов, как и Ленин, призывал к вооруженному восстанию против самодержавия. Однако после подавления выступления в Москве в декабре 1905 года заявил: «Не надо было браться за оружие». Ленин, напротив, несмотря на огромные жертвы среди рабочих, призывал к новым, более решительным, энергичным вооруженным выступлениям.

Плеханов возражал, выступая за объединение усилий «всего общества» ради сокрушения царизма, говорил о необходимости выступить в блоке с либеральной буржуазией на выборах в Государственную думу. В ответ Ленин обвинял Плеханова в «раболепстве» перед кадетами. Закончилось все тем, что Плеханов заявил: Ленин отошел от марксизма, поскольку считает наличие революционной ситуации важнее объективных социально-экономических условий.

С 1907-го по 1917 год и Плеханов, и Ленин жили в эмиграции. Первый - в Женеве, второй - в Париже и Швейцарии. В этот период между учеником и учителем даже наметилось сближение. И тот и другой боролись против течения, выступавшего за превращение РСДРП в партию парламентского типа, которое большевики заклеймили «ликвидаторством».

Однако, когда началась Первая мировая война, пути Ленина и Плеханова снова радикально разошлись: Ленин ратовал за поражение России ради приближения революции, Плеханов же занял позицию «вынужденного оборончества»: он полагал, что победа кайзеровской Германии замедлила бы экономическое развитие страны, затормозила бы процесс европеизации России, отбросила завоевания пролетариата. В советское время именно поэтому на Плеханова навесили ярлыки «социал-шовинист», «оппортунист»...

И для Плеханова, и для Ленина падение монархии в феврале 1917 года стало полной неожиданностью. Оба поспешили в Россию. Французская виза позволила Плеханову проехать через Францию в отличие от Ленина, который ехал через Германию - в пломбированном вагоне. Плеханов вернулся в Россию 31 марта 1917 года, за четыре дня до Ленина. Он приехал на тот же самый Финляндский вокзал. Ленина встречала толпа рабочих, «усиленная» броневиком «Враг капитала», Плеханова приветствовали гораздо скромнее.

- И что дальше? К какой политической силе он примкнул?

- Он держался в стороне. С большевиками Плеханов разошелся давно, для эсеро-меньшевистских лидеров Петросовета он оказался слишком правым со своей проповедью «классового мира». Он ведь призывал рабочий класс поддерживать Временное правительство, чтобы не увеличивать «в громадной пропорции шансы контрреволюции» и прогнать «германского Ганнибала от наших ворот».

Плеханов возглавил небольшую социал-демократическую группу «Единство» и издавал одноименную газету, которая, увы, особой популярностью не пользовалась...

С первых же дней возвращения в Россию Плеханов выступил оппонентом Ленина. Он, в частности, яростно критиковал его «Апрельские тезисы». Брошюра Плеханова, которая тогда была напечатана, носила яркое название: «Тезисы Ленина, или Почему бред бывает подчас весьма интересен». Ленинский призыв к продолжению и углублению революции Плеханов охарактеризовал как «безумную и крайне вредную попытку посеять анархическую смуту на русской земле».

Он отвергал план Ленина немедленно перейти к социалистической революции. Считал, что Ленин игнорировал экономический фактор, и настаивал на том, что Россия не готова перейти от капиталистической формации к социалистической, поскольку капитализм еще не исчерпал себя. Известны слова Плеханова: «Русская история еще не смолола той муки, из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма».

Плеханов говорил, что если пролетариат возьмет в руки власть, то это неизбежно приведет к гражданской войне, потому что он составляет меньшинство в обществе, а основная масса людей не согласны с подобным «форсированным» переходом к социализму. Исторически неподготовленный социальный эксперимент неизбежно приведет к появлению «казарменного коммунизма», о котором Маркс предупреждал еще в споре с Бакуниным.

Плеханов оставался верен марксистской истине: если нет социально-экономических условий для ликвидации частной собственности, неизбежно возникает равенство в нищете. Увы, на мой взгляд, он оказался непризнанным пророком в своем Отечестве...

Кстати, впоследствии, в одной из своих последних статей «О нашей революции», Ленин фактически признал правоту Плеханова, заявив, что в 1917 году «Россия не достигла той высоты развития производительных сил, при которой возможен социализм». В начале 1920-х годов для восстановления экономики страны большевикам пришлось вернуть частную собственность и свободу предпринимательства...

- Что предлагал Плеханов в конкретных условиях 1917 года?

- Он считал, что необходимо перейти к многопартийной буржуазной демократии, в условиях которой вызревали бы объективные и субъективные предпосылки к переходу к социализму...

Мы представляем на выставке редкий архивный документ - протокол допроса Плеханова в связи с событиями июльского кризиса 1917 года в Петрограде. Тогда под лозунгами свержения Временного правительства на улицах прошли демонстрации, в которых участвовали вооруженные солдаты. Власть посчитала это попыткой переворота и выступления подавила... Партия большевиков была запрещена, Ленин и его соратники ушли в подполье.

Плеханова, давно знавшего Ленина, тоже привлекли к «дознанию», которое проводило Временное правительство. На вопрос, получал ли Ленин германские деньги на революцию в России, Плеханов ответил: «Неразборчивость Ленина позволяет мне допускать, что он для интересов своей партии мог воспользоваться средствами, заведомо для него идущими из Германии. При этом я исключаю всякую мысль о каких-либо личных корыстных намерениях Ленина. Я убежден, что даже самые предосудительные и преступные с точки зрения закона действия совершались им ради торжества его тактики».

- Как Плеханов отреагировал на захват власти большевиками и левыми эсерами в октябре?

- Отрицательно. В выпуске газеты «Единство», вышедшем сразу после Октябрьского переворота, было напечатано открытое письмо Плеханова, адресованное петроградским рабочим. Он заявил, что захват власти «одним классом или - еще того хуже - одной партией» может иметь печальные последствия.

После публикации этого обращения газета вскоре была закрыта большевиками. А на квартире Плеханова в конце октября 1917 года красногвардейцы без всяких указок свыше совершили обыск: искали будто бы спрятанное оружие. Плеханов воспринял это как личное оскорбление: его, «первого русского марксиста», заподозрили в «контрреволюции»!..

В своей последней статье, увидевшей свет в начале 1918 года, Плеханов выступал против разгона большевиками Учредительного собрания. Он утверждал, что это «является новым и огромным шагом в области гибельного междоусобия в среде трудящегося населения России». Странным названием статьи «Буки-азъ ба» Плеханов подчеркивал, что апеллирует к азбучным истинам.

Дело в том, что большевики, разгоняя Учредительное собрание, ссылались в том числе на слова Плеханова. Мол, тот еще раньше заявлял, что в интересах революции можно разогнать любой парламент и даже отменить всеобщее избирательное право. Плеханов возражал: азбучная истина состоит в том, что нужно исходить из определенных условий и конкретных обстоятельств...

Это было последнее антибольшевистское, фактически антиленинское, выступление Плеханова. После этого Плеханов окончательно слег (у него обострилась застарелая болезнь - туберкулез). В январе 1918 года супруга перевезла его в больницу санаторного типа на Карельском перешейке - тогда это уже была независимая Финляндия. Там 31 мая 1918 года он скончался.

Похороны Плеханова в Петрограде, состоявшиеся 9 июня, вылились в мощную манифестацию. Причем почести Плеханову оказали представители разных политических сил - от социал-демократов до монархистов. Даже ярый монархист Пуришкевич прислал венок своему противнику в знак признания заслуг. Власти не препятствовали акции, ведь большевики по-прежнему считали Плеханова своим учителем и не хотели омрачать прощание с ним эксцессами. Но на саму церемонию не явились. Глава Петросовета Григорий Зиновьев в «Петроградской правде» заявил: «Мы не пойдем на похороны нашего бывшего учителя, который на склоне своих лет перешел на сторону наших злейших врагов».

- Не заставили ли Плеханова произошедшие события вообще отречься от веры в революцию?

- Нет, не заставили, поскольку для марксизма это было одно из ключевых положений. Тем не менее в последние годы его мучили сомнения: каковы будут результаты этой революции, о которой он так мечтал?

Любопытная деталь: весной 1917 года известный анархист Петр Кропоткин, побывав в штабе своих сторонников, был ошеломлен грубостью и наглостью вооруженных до зубов молодцов, которых он там встретил. «И для этого я всю жизнь работал над теорией анархизма!» - с горечью сказал он Плеханову. А в ответ услышал: «Я в таком же положении. Мог ли я думать, что моя проповедь научного социализма приведет ко всему тому, что говорят и делают сейчас...».

Известна и другая фраза Плеханова, сказанная им бельгийскому социалисту уже после Октябрьского переворота: «Через несколько месяцев я окажусь в тюрьме Петропавловской крепости». Возможно, так бы и оказалось, проживи Плеханов дольше...

Дейч, один из старых друзей и соратников Плеханова, в своих воспоминаниях приводит такую фразу Георгия Валентиновича, сказанную им, уже когда он был в санатории в Финляндии, перед самой смертью: «А не рано ли мы с тобой начали проповедь марксизма в стране, которая была к этому еще не готова?».

Плеханов, который оценивал «по науке» ход исторического развития, надеялся, что именно он окажется в центре событий. А оказалось, что в 1917 году его теория не сработала...

- Ленин, выходит, переиграл Плеханова?

- Да, потому что он был настоящим вождем улицы, как говорили его сторонники. А Плеханов оставался «барином», кабинетным ученым, заложником теории. Верный ортодоксальному марксизму, он сознательно шел против настроений и желаний уличной толпы.

Однако, если предположить, что Россия приняла бы доводы Плеханова, к социализму «по Марксу» она вряд ли пришла бы. Потому что история доказала, что Маркс был не прав в своем прогнозе о скорой гибели капитализма. Эта формация оказалась более живучей, более приспосабливающейся...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook