Прогулки по городу. Усадьба «цехового мастера сапожного цеха»

Когда, прогуливаясь по Каменному острову, видишь эту деревянную дачу с высокими крышами, испытываешь приятное удивление. Более века прошло с момента строительства, а старинный дом по-прежнему в строю, его не снесли и даже не перестроили! Перед нами – усадьба «цехового мастера сапожного цеха» Петра Ивановича Гозе.

Прогулки по городу. Усадьба «цехового мастера сапожного цеха» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Унаследовавший обувной бизнес своего отца и владевший несколькими обувными магазинами, он жил на Большой Морской улице. Решив покинуть шумный центр, обосноваться на лоне природы, он затеял на Каменном острове большую стройку.

В 1904 году архитектор Василий Шене составил проект деревянного компактного двухэтажного дома «с каменной лестницей» (для пожарной безопасности), высокой крышей чуть не до земли и одноэтажного служебного флигеля, где предполагалось устроить конюшню, кучерскую и сарай. В следующем году дом был готов, в реальности он оказался более вместительным, чем на чертежах, – с дополнительными пристройками.

Флигель одновременно с домом не воздвигли, и в 1905 году Шене составил его новый проект. Теперь часть планируемого служебного здания выросла до двух этажей: циклопическое валунное основание; крыши, нахлобученные, как слишком большие по размеру шапки; маленькие окна, напоминающие бойницы готовой к отражению неприятеля твердыни...

Вкупе с ранее возведенным деревянным домом флигель и составил владение Петра Гозе. Причины, по которым не были осуществлены все задумки Шене, возможно, кроются как в недостатке средств, так и в ставших почему-то натянутыми отношениях дачевладельца с архитектором. Во всяком случае в одном из своих посланий в контору владельцев Каменного острова герцогов Георгия и Михаила Мекленбург-Стрелицких и принцессы Елены Саксен-Альтенбургской обувщик, сетуя на свое бедственное финансовое положение, просил отсрочить арендные платежи за участок и тут же жаловался на «скверного архитектора Василия Ивановича Шене».

Вероятно, зодчий в чем-то не оправдал его надежд – возможно, строительство поглотило больше средств, чем рассчитывал Петр Гозе. В 1910 году обувщик все же изыскал средства для расширения дачного дома. Он пригласил архитектора Николая Прянишникова, который спланировал деревянные пристройки с башенками и шатрами, а также веранду из бетона. Эти задумки были осуществлены, но в несколько урезанном варианте.

В 1914 году Гозе решился прервать долгосрочную аренду дачного участка, и в права владения вступила Магда Густавовна Орлова, урожденная Ливен (ее отец барон Густав Эмилианович Ливен состоял на службе в императорском Эрмитаже хранителем отдела графики). Муж новой дачевладелицы военный инженер полковник (вскоре генерал-майор) Александр Александрович Орлов решил приспособить дачу под основательное постоянное жилище.

В июне 1914 года он по собственному проекту сменил наружную обшивку «деревянного особняка», проконопатил стены, заново перекрыл крышу и пристроил к дому новый тамбур. Одновременно Орлов снес возведенные при прежнем арендаторе пристройки к служебному флигелю, возобновил обшивку «деревянных мансардных стен» этой каменной постройки, провел сюда отопление и оборудовал вместо конюшни гараж. Вероятно, это были последние новшества на этой даче, сохранившейся с тех пор без существенных внешних изменений.

Имя жены Орлова пропадает из адресных справочников еще до 1917 года, дальнейшую ее судьбу выяснить не удалось. А вот сам Александр Орлов, судя по справочникам «Весь Ленинград», оставался жить здесь до самого конца 1930-х годов. Вот так – царский генерал, из «бывших», остался проживать в собственном «коттедже», да еще и на острове, который был отдан победившему пролетариату под дома отдыха и санатории. Очевидно, инженер был чем-то полезен советской власти. Однако вряд ли он занимал, как прежде, весь особняк, скорее всего, ему оставили пару комнат...

Служебный флигель дачи мелькает в фильме «Сокровища Агры» из цикла «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»: доктор Ватсон по поручению своего друга-сыщика приходит сюда за бульдогом Тори.

Деревянная дача сохранилась с начала прошлого века в первозданном виде, сейчас она пустует. А вот флигель в начале XXI века был фактически отстроен заново, но в прежнем облике; теперь в нем находятся квартиры.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #архитектура #дома

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (6900) от 09.04.2021 под заголовком «Дача потомственного обувщика».


Комментарии