Последняя воля капитана Щастного: неизвестная история

В полосе «История» от 28 марта мы рассказывали о трагической судьбе героя «Ледового похода» Балтийского флота капитана 1-го ранга Алексея Щастного. Он был обвинен в контрреволюционном заговоре, приговорен Ревтрибуналом при ВЦИК к расстрелу и казнен в ночь с 21 на 22 июня 1918 года.

Последняя воля капитана Щастного: неизвестная история | Этот клочок бумаги стал последней весточкой от офицера, которого называли спасителем Балтийского флота. Из коллекции РГАВМФ, Петербург

Этот клочок бумаги стал последней весточкой от офицера, которого называли спасителем Балтийского флота. Из коллекции РГАВМФ, Петербург

За несколько часов до смерти он передал родным свою рубаху, которую носил в тюрьме и во время следствия, сопроводив ее запиской: «Эту рубашку, которую я носил в тюрьмах Таганской и в Кремле, прошу подарить моему сыну Льву». И поставил дату: 21 июня 1918 года.

Льву Щастному было тогда три года. Впоследствии он воспитывался в семье сестры своей матери, окончил школу ФЗО при заводе «Прогресс», с большим трудом устроился работать фрезеровщиком. Он прошел Великую Отечественную войну, защищал Ленинград, затем работал конструктором в оборонной промышленности.

В октябре 1995 года, после реабилитации отца, Лев Алексеевич передал его записку вместе с другими документами в Российский государственный архив Военно-морского флота, где она ныне хранится в составе собрания А. М. Щастного. А рубаху двумя годами ранее сын отдал на хранение в петербургский научно-информационный центр «Мемориал».

А тогда, в июне 1918-го, родным морского офицера передал вещи его адвокат Владимир Жданов. Кстати, большевик «со стажем», прошедший царскую каторгу. Жданов активно защищал Щастного, обратился в президиум ВЦИК, прося об отмене приговора, но заявление было отклонено. 26 июня 1918 года в газете «Новая жизнь» Жданов рассказал: «После приговора [...] лишь я один, как защитник, получил с ним свидание. Жены его не было, она находилась в Петрограде. Других родных к нему не допустили».

Через две недели Жданов подал записку управляющему делами Совнаркома Владимиру Бонч-Бруевичу. В ней он с правовых позиций осудил беззакония ВЧК, отмечая, что ее деятельность является «сильнейшим дискредитированием Советской власти».

Материал был опубликован в газете под № 123 (6232) от 11.07.2018 под заголовком «Последняя воля Алексея Щастного».

#история #Великая Отечественная война #война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (6232) от 11.07.2018.


Комментарии