Пленники в рваных штиблетах. Как русские моряки взяли экипаж «Магдебурга»

«15-го августа, в 11 часу утра, по Балтийской железной дороге были впервые доставлены в Петербург взятые нашими морскими героями пленные офицеры и матросы с крейсера «Магдебург», - в таком телеграфном стиле «Петербургский листок» начинал репортаж 17 августа 1914 года. Прошло менее трех недель с тех пор, как началась Первая мировая, и это событие, без сомнения, еще больше подняло патриотический дух.

Пленники в рваных штиблетах. Как русские моряки взяли экипаж «Магдебурга» | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

В начале войны, 13 августа 1914 года, германский легкий крейсер «Магдебург» сел на мель у острова Оденсхольм на Балтике, недалеко от российского побережья. От удара кормовая часть получила повреждения, и попытки сняться с мели, даже с помощью подоспевшего немецкого миноносца, не увенчались успехом.

Тогда командир «Магдебурга» приказал экипажу оставить корабль и перебраться на миноносец, а сам с небольшой частью команды остался на крейсере и руководил подготовкой к его затоплению. Крейсер был взорван в районе носовой части, но не затонул.

Между тем момент катастрофы зафиксировал находившийся на острове пост службы связи Балтийского флота, и вскоре туда подошли российские крейсеры «Богатырь» и «Паллада». Они застали вражеский крейсер в тот момент, когда оставшиеся на борту члены экипажа готовили судно к новому взрыву, чтобы пустить все-таки безнадежно поврежденный корабль на дно. Германские моряки попытались дать бой, однако после 20-минутной перестрелки капитан «Магдебурга» Генрих Хабенихт приказал команде сложить оружие.

Свидетелем этих событий стал русский морской офицер Гаральд Граф, служивший тогда на российском эсминце «Новик», а в эмиграции ставший личным секретарем великого князя Кирилла Владимировича. Впоследствии он описал их в своих мемуарах.

«Еще так недавно блестящий крейсер теперь представлял собой печальную картину, - вспоминал Гаральд Граф. - От взрыва патронного погреба носовая часть до фок-мачты была почти оторвана и представляла груду железа. Первой трубы и фок-мачты не было: они также были снесены взрывом. Нашими снарядами было оторвано дуло одного орудия, сорвана телеграфная сеть, и в дымовых трубах было видно много осколков».

В суматохе боя и эвакуации немцы не успели уничтожить важные документы, в том числе сигнальные книги, позволявшие шифровать и расшифровывать донесения. Одна из захваченных книг была вскоре передана союзной Великобритании в адмиралтейство, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского шифра Германии...

И вот на третий день после пленения немецкие моряки - три офицера и 54 матроса - были доставлены в Петербург. Русские матросы-конвоиры в ожидании поезда из Ревеля выстроились на платформе Балтийского вокзала. «Из окон третьего от хвоста поезда вагона 3-го класса виднелись немцы, на головах которых находились форменные фуражки с вышитым названием крейсера «Магдебург». В следующем за этим вагоном стоял вагон 2-го класса, где под охраной нижних чинов находились 3 пленных офицера, из которых один был командиром крейсера», - сообщал «Петербургский листок».

«Немецкие матросы спокойно выходили из вагонов, но смотрели вниз, не поднимая глаз на публику», - отмечал газетчик. Затем вышли неприятельские офицеры: «Впереди шел командир в форме капитана-майора. Он приложил молча руку к козырьку, когда увидел наших офицеров. Последние также отдали честь...». Репортер описывал, что один из пленных офицеров вел на бечевке маленькую светло-рыжую собачку...

Пленных офицеров повезли на автомобиле в Петропавловскую крепость, матросов же повели туда пешком. Газета поместила рисунок: пленные моряки с каменными лицами шествуют под конвоем по улицам российской столицы, сопровождаемые любопытными взорами горожан.

«На матросах виднелись грязные куртки, - описывал пленных репортер. - Вместо сапогов были какие-то рваные штиблеты. Трое имели штатские пальто, картузы на головах и вместо сапогов - калоши». Журналист выяснил, что немцы, пытаясь избежать плена, сбрасывали с себя одежду, но были схвачены на берегу, и тогда «великодушные русские снабжали их платьем».

В Петропавловской крепости матросов поместили в общую казарму, офицеров - отдельно, причем капитан Хабенит получил собственные «апартаменты».

«При входе в казарму у немцев вырвалось восклицание удивления, что они попали в хорошее помещение, а не в подвалы, как предполагали, - сообщил «Петербургский листок». - После заключения в тюрьму почти все немцы заснули, как убитые, на чистых койках».

Экипаж «Магдебурга» оставался в русском плену вплоть до Брестского мира. Причем до 1915 года пленников содержали в Петрограде, затем - в Амурской губернии, позже в Иркутске. Они предприняли несколько неудачных попыток к бегству. А пушки с трофейного крейсера «Магдебург» были установлены на кораблях Балтийского флота, и, по иронии судьбы, немецкая артиллерия поражала теперь немецких же моряков...

#Первая мировая война #история России #Балтийский флот

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (6519) от 06.09.2019 под заголовком «Пленники в рваных штиблетах».


Комментарии