Плата за Венеру. Как скульптор Иван Витали оказался в центре скандала
В мае 1854 года петербургская мещанка Авдотья Луговская, явившись в Министерство императорского двора, подала прошение на высочайшее имя. Она жаловалась на профессора Императорской академии художеств Ивана Петровича Витали. По словам Луговской, известный ваятель обманул ее дочь, позировавшую ему в качестве натурщицы для статуи Венеры.
Немало хлопот доставила скульптору Ивану Витали одна из натурщиц, ставшая прообразом Венеры./ФОТО из коллекции Государственного Русского музея
Иван Витали был одним из наиболее ценимых императором Николаем I скульпторов. За работу над скульптурным убранством Исаакиевского собора мастер был всемилостивейше награжден орденами Св. Анны и Св. Владимира, получил звание профессора Академии художеств и казенную квартиру.
В 1850 году Иван Витали был назначен почетным скульптором при Эрмитаже. Именно ему Николай I поручил изготовить мраморную скульптуру в память о своей младшей дочери Александре, скоропостижно скончавшейся в 1844 году, а также монумент в честь своего отца императора Павла I, позже установленный перед Гатчинским дворцом.
В начале 1850‑х годов Иван Петрович получил еще один личный заказ государя: ему было предложено изготовить мраморную статую богини любви и красоты Венеры, взяв за образец небольшую античную статуэтку, хранившуюся в Аничковом дворце. С этой работой, ставшей последним завершенным творением Витали, и была связана скандальная ситуация, подробности которой сохранились в документах Российского государственного исторического архива.
Для работы над статуей скульптор, по его словам, «пользовался многими натурщицами, в том числе и дочерью госпожи Луговской, девицей Екатериной». Девушка позировала мастеру с разрешения матери, лично присутствовавшей при всех сеансах, которых было не менее пятидесяти. За каждый из них скульптор платил барышне десять рублей серебром. Когда работа закончилась, оплата прекратилась.
Авдотья Луговская сочла, что скульптор обманул ее дочь. В своем прошении царю она утверждала, что профессор будто бы обещал принять девушку на пожизненное содержание и ежемесячно «вознаграждать» ее 15 рублями серебром.
Более того, мать заявляла, что ее дочь в период позирования скульптору подорвала свое здоровье, а «пикантность», присущая занятиям натурщицы, лишила ее «даже надежды выйти прилично в замужество». Дело в том, что в ту пору женщина, позировавшая обнаженной художнику или скульптору, нередко воспринималась обществом весьма неоднозначно. Мужчины-натурщики с такими проблемами не сталкивались.
И, наконец, Луговская жаловалась, что имеет на руках еще двоих детей, которых, вследствие «расстроенных обстоятельств» ее супруга, ей буквально нечем кормить. Между тем, указывала она, ей известно, что скульптор Витали за работу над Венерой получил награду (Николай I действительно «пожаловал» его 10 тысячами рублей серебром и орденом Св. Анны с императорской короной). По мнению Луговской, сей факт делал отказ мастера платить бедной натурщице особенно вопиющим.
Скульптору пришлось представить в Министерство императорского двора свои объяснения: «Невероятно, чтобы какая‑либо работа художника могла ему доставить такие выгоды, чтобы он был в состоянии назначить натурщице временной и второстепенной пожизненный пенсион». Он также сетовал, что в последнее время тяжело заболел и сильно ослаб, что практически лишало его возможности заниматься работой, между тем как на содержании у него находились супруга и пятеро малолетних детей.
Более того, по его словам, в период работы над статуей Венеры мать натурщицы познакомилась с супругой Витали Аделаидой Осиповной, «беспрестанно жаловалась на бедность, происходящую от невоздержанности ее мужа», и та помогала ей деньгами…
Одним словом, обе стороны обвиняли друг друга в корысти и непорядочности. Скульптор предпочел уступить. Посовещавшись со своей сердобольной женой, он решил дать старшей Луговской денег, чтобы она оставила его в покое. В августе 1854 года жена Ивана Петровича передала в Министерство императорского двора тысячу рублей серебром для Авдотьи Луговской. Последняя в свою очередь поклялась, что «за сим всякая претензия со стороны ее по изъясненному предмету прекращается».
Дальнейшая судьба матери и ее дочери-натурщицы остается неизвестной. Что же касается скульптора Ивана Витали, то его не стало почти через год — в июле 1855 года. Созданная им статуя Венеры, считающаяся одной из вершин его творчества, находилась в Эрмитаже, а в конце XIX века была передана в Русский музей, где ее можно увидеть и поныне.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (7141) от 01.04.2022 под заголовком «Плата за Венеру».
Комментарии