Песни на дудках. Как владимирские пастухи произвели фурор в Петербурге

С детства я знал, что один из моих предков (дед моего деда), Сидор Иванович Акулин, играл на трубе в знаменитом хоре владимирских рожечников Николая Кондратьева и даже побывал на гастролях в Париже. Однако на французской афише с изображением хора, представленной в историческом музее города Владимира, лица музыкантов нечеткие. И ни дед, ни бабушка не могли мне показать, кто именно из 12 крестьян Сидор Акулин, и лишь пересказывали семейные легенды...

Песни на дудках. Как владимирские пастухи произвели фурор в Петербурге | Хор владимирских рожечников на иллюстрации из петербургского журнала «Всемирная иллюстрация», 1883 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Хор владимирских рожечников на иллюстрации из петербургского журнала «Всемирная иллюстрация», 1883 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Спустя годы мне стало известно, что сотрудница Московской консерватории А. В. Булычева обнаружила в дореволюционном петербургском журнале «Всемирная иллюстрация» гравюру, запечатлевшую крестьян-музыкантов Владимирской губернии, удостоившихся чести выступить в 1883 году на народном гулянье в Москве по случаю коронации Александра III. Как оказалось, именно это изображение и было использовано на французской афише.

В журнале оно было четким, и когда я стал изучать лица мужиков с трубами, оторопел, обратив внимание на того, который сидел во втором ряду крайним слева с картинно выставленной правой ногой: на меня с гравюры смотрело лицо моего деда, Ивана Михайловича Сидорова, ну разве только что с бородой! Сходство было поразительным. Прямой длинный нос, брови, даже выражение глаз было совершенно дедовское!

С тех пор я углубился в историю.

Именно на берегах Невы пастухи-музыканты из Ковровского уезда летом 1883 года впервые получили широкую известность, благодаря которой долгие годы гастролировали по городам и весям России.

О дебюте хора в увеселительном саду «Ливадия» в Новой Деревне «Петербургский листок» сообщал: «...После первого антракта, на верхнем балконе ресторана, в первый раз в Петербурге играл на простых деревянных дудках-рожках хор рожечников, состоящий из двенадцати мужичков - музыкантов-самоучек, уроженцев Владимирской губернии, Ковровского уезда, из села Мошнева. Своеобразный хор этих пахарей-виртуозов произвел на всех сильное впечатление. Инструменты, на которых разыгрывают рожечники, - простые дудки-рожки, длиною от фута до трех; в каждом не менее четырех и не более одиннадцати отверстий. Звуки, извлекаемые из этих рожков, до такой степени схожи с человеческими голосами, что многие, не видя самих музыкантов, предполагали, что они поют, а не играют.

Костюмы рожечников самые что ни на есть мужицкие: на голове высокий, конусообразный «гречневик»; поверх русской рубахи, на плечи в накидку, одет желтый, из верблюжьей шерсти, кафтан-балахон, «невыразимые» из клетчатой «пестрядины», на ногах онучи и лапти. ...Хор этот существует уже более тридцати лет; со смертью одного из «двенадцати» он заменяется другим и так далее, так что комплект никогда не изменяется. Рожечники в свободные летние месяцы разыгрывают свои песни в Нижнем Новгороде, в Москве под «Девичьим», на ярмарках своей губернии; остальное время года проводят они за сохой, бороной в своем селе...».

Необычная музыка стала привлекать в «Ливадию» массу зрителей. «Петербургская газета» иронизировала по этому поводу, разместив на своих страницах фельетон юмориста Лейкина «Рожечников слушают». Мол, «краснолицый и приземистый купец» так проникся музыкой владимирских крестьян, что выражал свой восторг привычной для своего круга «ласковой» бранью: «Ох, гвоздь им в глотку! Вот так колено! Ведь так, подлецы, под сердце и подкатывают!».

Еще больше публике понравилось выступление рожечников, когда их мелодии звучали с плота, установленного на Невке напротив «Ливадии». Театральная газета «Суфлер» писала: «Особенно приятное впечатление этот хор производит, играя на воде, когда звуки доносятся издали. Это - удовольствие, не лишенное своего рода поэзии».

Неизвестно, интересовался ли Александр III анонсами увеселительных садов, но вскоре столичная пресса выдала сенсационную новость, что 20 июня «г. Картавов (хозяин «Ливадии». - Ред.) удостоился высокой чести возить рожечников в Александрию», в летнюю резиденцию царя в Петергофе, где «во время Высочайшего завтрака и после оного, крестьяне Владимирской губернии... сыграли на своих рожках несколько русских песен».

15-летний наследник, будущий император Николай II, записал в дневнике: «Начались каникулы. После завтрака играли 11 владимирских крестьян на рожках». Ошибся ли юный Николай Александрович при подсчете участников хора или действительно кто-то из рожечников не смог приехать в Петергоф, остается тайной...

А вот на театральной сцене в Озерках любители оперетки приняли выступления крестьян-музыкантов в штыки. «Приглядевшись к шикающей публике, мы заметили, что преобладающий элемент ее составляли люди, совершенно незнакомые с русским языком или очень мало знающие его. Протестующая, однако, против шикальщиков публика одержала верх, и рожечники восторжествовали, повторив несколько песен...» - сообщала «Петербургская газета» 31 июля 1883 года.

Весь август хор Николая Кондратьева не сходил с афиш «Ливадии». Журналист газеты «Минута» отмечал: «Этот оркестр, как новинка, тоже вещь очень любопытная. Западники говорят, что он напоминает им Швейцарию, а простой русский человек чувствует, что он ему напоминает родную деревню, которая милее Швейцарии».

В 1896 году в цикле статей Максима Горького «Беглые заметки» в «Нижегородском листке» появилась его беседа с владимирскими рожечниками, и один из участников хора Николая Кондратьева так оценил питерские выступления 1883-го: «С той поры и пошел на нас спрос...».

Рожечники еще не раз приезжали в Петербург. В 1886 году они играли на Масленой неделе в Михайловском манеже, в 1902-м - на первой Всероссийской кустарной выставке в Таврическом дворце. До начала ХХ века хор существовал под руководством Николая Кондратьева, затем его возглавил более молодой участник Петр Пахарев. Под его началом коллектив записал много граммофонных пластинок и гастролировал вплоть до Первой мировой войны. Выступал и при советской власти. Со смертью Пахарева в 1930 году хора не стало.

Сегодня во Владимире существует ансамбль «Владимирские рожечники» - его можно считать непосредственным продолжателем давних традиций.

#музыканты #история #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (6568) от 15.11.2019 под заголовком «Песни на дудках».


Комментарии