Отмена карточной системы в Ленинграде начиналась с повышения цен

«Трудно даже представить себе, как тяжело будет людям. Мы разорены до последней степени. Я врач, зарабатываю с трудом 800 - 900 рублей, из них на руки 650 - 750 рублей. До повышения цен я жила впроголодь, а теперь ноги протяну». Этот крик отчаяния, принадлежавший врачу амбулатории завода шампанских вин Арсеневич, вместе с другими «откликами трудящихся» вошел в спецсообщение управления министерства госбезопасности по Ленобласти от 16 сентября 1946 года, которое немедленно легло на стол секретарю ленинградских обкома и горкома Петру Попкову.

Отмена карточной системы в Ленинграде начиналась с повышения цен | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Документ, найденный в Центральном госархиве историко-политических документов Санкт-Петербурга, был любезно предоставлен автору краеведом Евгением Балашовым. На что же так болезненно реагировали горожане? На датированное тем же днем постановление Совета министров СССР: вопреки распространенному мнению, в послевоенные годы цены не только снижали, но и повышали.

В документе говорилось, что правительство «в целях подготовки условий для отмены в 1947 году карточной системы и введения единых цен» решило снизить достаточно высокие коммерческие цены и несколько увеличить пайковые, то есть те, по которым продукты отпускались по карточкам. Для того чтобы «к моменту отмены карточной системы упразднить коммерческие цены и объявить пайковые цены едиными государственными ценами». Согласно постановлению, некоторым категориям - детям, иждивенцам, жителям сельской местности - выдача продуктовых карточек вообще прекращалась. Правда, чтобы смягчить удар, было решено повысить пособия и стипендии, а также зарплату тем рабочим и служащим, у кого она была меньше 900 рублей в месяц.

У столь непопулярного постановления были причины. Ощущались последствия войны. Посевные площади колхозов страны в 1946 году по сравнению с 1940-м сократились на 24%, обеспеченность их основными производственными фондами - на 25%, а трудовые ресурсы села - на 32%. Мощным форс-мажорным обстоятельством стал неурожай 1946 года.

Постановление начало претворяться уже в день его появления, и спецслужбы немедленно «замерили» градус общественных настроений. Каким образом? Путем информаторов, сводки которых со всего города стекались в Большой дом на Литейном. «Повышение пайковых и снижение коммерческих цен на продукты питания вызвало широкие отклики среди всех слоев населения города Ленинграда. Значительное количество откликов носит отрицательный характер», - говорилось в спецсообщении управления министерства госбезопасности по Ленинградской области.

Вот лишь некоторые яркие высказывания. Инженер-технолог Кировского завода Дроздов: «Моей семье придется туго, а что будут делать те, которые зарабатывают 200 рублей и имеют семью в 3 - 4 человека. Они будут голодать, ведь и раньше они не ели булку, а покупали черный хлеб. Теперь это будут сплошные дистрофики. Что же касается снижения коммерческих цен, то я продуктами по коммерческим ценам и раньше не пользовался».

Токарь Кировского завода Селиверстова: «И так жилось тяжело, а теперь еще хуже. Утром пошла за хлебом и заплатила 7 руб. 20 коп. вместо 3 рублей. Прожила блокаду в Ленинграде, цеплялась за жизнь, все силы отдавала государству, а после войны хоть умирай».

Недовольство выражал даже член партии - главный инженер фабрики грампластинок Фомин: «Сталин обещал отмену карточек, а вместо этого повысили цены, потому что Сталину докладывают не то, что надо. Таким докладчикам до нас дела нет, они сыты». Как отмечают исследователи, подобные негативные настроения были характерны не только для Ленинграда, а для всей страны...

Кстати, в том же спецсообщении указывалось, что 15 сентября 1946 года на стене дома № 14 по Пушкинской улице, рядом с булочной, была обнаружена написанная от руки антисоветская листовка: «Граждане! Комитет освобождения России призывает вас копить силы и терпение для новой борьбы в 1947 году. Сталинская шайка обнаглела и оскандалилась на весь мир. Наш народ замучен голодом, тюрьмами, штрафами, преследованием... Долой сталинское иго». «Меры розыска автора листовки нами приняты», - указывал замначальника управления МГБ по Ленобласти полковник Якушев.

Насколько сбылись опасения горожан? В результате «урегулирования цен» коммерческие были снижены всего на 20 - 30%, а пайковые взлетели почти в три раза. Это было очень ощутимо, ведь почти все население жило от зарплаты до зарплаты. По данным исследователей, в 1946 году 43% работающих в стране зарабатывали менее 300 рублей в месяц, а 35% - от 300 до 600 рублей.

#история #цены #СССР

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6304) от 19.10.2018 под заголовком «Пайковые - значит государственные».


Комментарии