Парадные ворота для высочайших особ. С этой станции была отправлена в ссылку царская семья

Станция Александровская Варшавской железной дороги, расположенная буквально в паре десятков верст от Петербурга, была известна тем, что именно с нее российские государи отправлялись на поезде за границу и сюда же возвращались.

Парадные ворота для высочайших особ. С этой станции была отправлена в ссылку царская семья | Вокзал в Александровской немного напоминает Гостиный двор в миниатюре: одноэтажное здание на известняковом цоколе, фасады которого образованы аркадой./Репродукция. ФОТО автора

Вокзал в Александровской немного напоминает Гостиный двор в миниатюре: одноэтажное здание на известняковом цоколе, фасады которого образованы аркадой./Репродукция. ФОТО автора

Такую роль она стала играть после того, как в марте 1862 года железную дорогу Петербург — Псков продлили до прусской границы, а в декабре довели до Варшавы. С тех пор станция Александровская более чем на полвека превратилась в «парадные ворота» для всех высочайших особ, прибывавших по Варшавской железной дороге в Царское Село. На несколько десятков лет она даже получила «дополнительное» название — «Царскосельская».

Вокзал на станции Александровская Варшавской железной дороги, возведенный в 1859 году по типовому проекту архитектора Петра Сальмоновича, — ныне единственный сохранившийся из двух вокзалов, спроектированных для императорских резиденций. Второй находился в Гатчине, но во время войны он был разрушен, и восстановили его уже в ином виде…

Именно со станции Александровская 16 мая 1867 года Александр II отправился в поездку на Всемирную выставку в Париж. И сюда же вернулся спустя месяц, пережив покушение, совершенное во французской столице террористом Антоном Березовским.

В сентябре 1868 года, чтобы увековечить память о чудесном спасении императора, возле вокзала была заложена часовня во имя Вознесения Господня. Строили ее по проекту придворного архитектора Александра Видова. ­Изящная, белокаменная, увенчанная шатровым куполом и небольшой золоченой луковичной маковкой, она была освящена 25 мая 1869 года в присутствии самого Александра II.

От переезда у станции Александровская 1 (14) августа 1917 года Николай II с семьей и приближенными отправился в ссылку в Тобольск — в железнодорожном составе под вывеской «Японская миссия Красного Креста». Бывший император записал в дневнике: «Секрет о нашем отъезде соблюдался до того, что и моторы и поезд были заказаны после назначенного часа отъезда… Несколько раз происходила фальшивая тревога, надевали пальто, выходили на балкон и снова возвращались в залы… Наконец, в 5 ч. появился Кер [енский] и сказал, что можно ехать. Сели в наши два мотора и поехали к Александ [ровской] станции. Вошли в поезд у переезда…».

В годы Великой Отечественной войны деревня Александровская оказалась около линии фронта, несколько дней фронт проходил прямо по ее территории, поэтому целых домов в ней осталось совсем немного. Вокзал был сильно разрушен во время боев за полное освобождение Ленинграда от блокады. Здание восстановили в 1962 году.

Что же касается часовни, то ее закрыли в 1930 году, но она еще простояла до второй половины 1960‑х годов и использовалась как склад расположенным рядом магазином. Ее снесли, поскольку она, по мнению начальствующих лиц, своим неказистым видом «портила» пейзаж. На ее уцелевшем основании в 2011 году был поставлен памятный знак в виде гранитного креста с изображением последнего российского царя и надписью «Император Николай II. Благодарная Россия».

До наших дней уцелела стоявшая рядом с часовней каменная караулка со службами — одноэтажная с двускатной крышей, украшенная резьбой и балясинами. И даже площадь перед вокзалом, очерченная высаженными по периметру деревьями, сохранилась до сегодняшнего дня в том виде, какой она зафиксирована на чертежах Александра Видова, датированных 1868 годом…

К сожалению, вокзал и станционные постройки до сих пор не обладают статусом объекта культурного наследия. Хочется надеяться, что они его обретут, причем как можно быстрее. В настоящее время планируется через весь поселок Александровская проложить транзитную магистраль, которая пройдет и через площадь перед вокзалом. В зону магистрали попадает и основание разрушенной часовни, а также памятник воинам 59‑го полка 85‑й стрелковой дивизии, освободившим поселок Александровская 16 января 1944 года. И если монумент, без сомнения, будет сохранен и перенесен, то следы часовни, скорее всего, просто исчезнут.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#железная дорога #станция #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7286) от 28.10.2022 под заголовком «Парадные ворота для высочайших особ».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».