Памятник вместо квартиры. Кто из деятелей культуры должен был получить «свой» мемориальный музей?
«Русское национальное достояние» — так называлась публикация начальника управления культуры исполкома Ленсовета Соломонова, появившаяся в начале декабря 1965 года в газете «Вечерний Ленинград». Речь в ней шла о том, какие мемориальные музеи-квартиры предполагалось открыть в ближайшие годы в нашем городе.

ФОТО Pixabay
«Есть полная возможность открыть музеи-квартиры композиторов Н. А. Римского-Корсакова в доме № 28 по Загородному проспекту, А. К. Глазунова в доме 8/10 по улице Плеханова, а также М. П. Беляева в доме № 50 по улице Марата, где собирались представители «Новой русской музыкальной школы». Можно создать музеи-квартиры Александра Блока в доме № 57 по улице Декабристов, А. С. Попова в доме № 5 по улице Профессора Попова, А. М. Горького в доме на проспекте его имени, Ф. М. Достоевского в доме № 5/2 по Кузнечному переулку», — говорилось в публикации.
С того времени прошло почти шестьдесят лет. Посмотрим, в какой мере эти планы были реализованы. Уже через полтора года после выхода статьи, в День радио 7 мая 1967 года, распахнул двери музей изобретателя радио Александра Попова. Он расположился в той квартире, которая была в свое время предоставлена ученому Электротехническим институтом. Его профессором Попов стал в 1901 году, а спустя четыре года был избран директором.
В 1971 году были открыты сразу два мемориальных музея из тех, что были перечислены в публикации: 11 ноября — Федора Достоевского, а 27 декабря — Николая Римского-Корсакова. В создании обеих экспозиций непосредственно участвовали потомки писателя и композитора. Наконец, 28 ноября 1980 года, в день 100‑летия со дня рождения Александра Блока, первых посетителей принял и его мемориальный музей.
Создание музея-квартиры Максима Горького в доме № 23 по проспекту, носившему тогда имя писателя, планировали, вероятно, к 100‑летию со дня его рождения, которое отметили 28 марта 1968 года. Но в тот день неподалеку был открыт лишь памятник писателю… Спустя много лет, уже в наши дни, когда в прессе появились сообщения о продаже части бывшей квартиры Горького, прозвучали робкие предложения музеефицировать ее. Но городские власти их не поддержали.
Не появился музей и в квартире композитора, профессора, а в 1905 – 1928 годах — директора Консерватории Александра Глазунова. Тем не менее на фасадах домов по Кронверкскому проспекту и Казанской улице хотя бы установлены мемориальные доски — соответственно, в честь Горького и Глазунова.
Увы, бывший дом лесопромышленника и мецената Митрофана Беляева на улице Марата, 50, не удостоен даже этой чести. А ведь в его квартире № 16 в 1882 – 1904 годах на «Беляевских пятницах» еженедельно собирались композиторы «Могучей кучки» и их ученики. Там бывали Чайковский и Рахманинов, выдающиеся музыканты-исполнители, устраивались концерты симфонической музыки. Несколько лет назад один из меценатов выкупил квартиру Митрофана Беляева для создания там культурного пространства и частичной музеефикации, и первые шаги по реставрации были сделаны…
К написанному выше можно добавить, что совсем уже «потерялись» некогда активно обсуждавшиеся в обществе идеи музеефикации квартиры генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова в его доме № 30 по набережной Кутузова (Гагаринской), обстановка которой выставлена в Кутузовском зале Музея артиллерии.
Вряд ли дождемся мы появления музея и в последней квартире писателя Михаила Салтыкова-Щедрина в доме № 60 по Литейному проспекту. Кстати, академик Дмитрий Лихачев, который был горячим сторонником создания этой экспозиции, особо отмечал, что она стала бы центральной из расположенных на одной линии мемориальных музеев трех литераторов-современников — Достоевского, Щедрина и Некрасова.
Остается лишь некоторая надежда на возрождение в Петербурге музея Лермонтова: в 1883 – 1917 годах он находился в здании Николаевского кавалерийского училища на нынешнем Лермонтовском проспекте, а сейчас все активнее идут разговоры о его размещении в доме № 61 по Садовой улице, в котором Михаил Юрьевич жил в 1836 – 1837 годах.
«В 12 часу ночи на 18 мая по Забалканскому проспекту возвращался в парк вагон трамвая Путиловской линии. После остановки против дома № 65 в контрольном аппарате вагона внезапно показался дым. Вагоновожатый стал повертывать рычаг из стороны в сторону, но все усилия его ни к чему не привели. Дым все увеличивался. Вагоновожатый бросился к выключателю, но не успел он взяться за ручку, как в аппарате произошел сильный взрыв, сопровождавшийся столбом пламени. Силы взрыва была так велика, что стоявший на площадке в числе других пассажиров крестьянин Иван Мошков, 24 лет, был сброшен на мостовую…
Среди пассажиров началась паника. Вагон остановился. Все, давя и толкая друг друга, бросились на мостовую. Электричество вскоре выключили, пожар прекратился. Мошкова подняли с мостовой. У него оказались ушибы всего тела и ссадина на груди. Пострадавший отказался от медицинской помощи и уехал домой. Вагон оказался негодным для дальнейшего движения и на «буксире» был увезен в парк».
«Петербургский листок»,
20 мая 1909 г.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7418) от 19.05.2023 под заголовком «Памятник вместо квартиры».
Материалы рубрики
Псковский музей-заповедник получил письмо 1941 года
В Петербурге открылась выставка к 100‑летию Экспедиции подводных работ особого назначения
В Петропавловской крепости работает выставка «Египетские мотивы в истории Петербурга»
Вернисаж: выставки в Петербурге с 3 июня
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 3 июня
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии