Памятник под лестницей. Забытое произведение скульптора Александра Опекушина

Казалось бы, все работы скульптора Александра Михайловича Опекушина в Петербурге хорошо известны. В первую очередь — памятники Екатерине II перед Александринским театром (Опекушин создавал скульптуры, окружающие пьедестал) и Пушкину в сквере на Пушкинской улице. Можно вспомнить также здание­ ­Санкт-Петербургского общества взаимного кредита на набережной канала Грибоедова, для которого ваятель изготовил большую скульптурную группу «Ника», у ног которой расположены бог торговли Меркурий и бог морей Нептун.

Памятник под лестницей. Забытое произведение скульптора Александра Опекушина | Именно этот эскиз памятника актрисе Александре Мельниковой-Самойловой, хранящийся в фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина, послужил толчком для расследования./Репродукция. ФОТО автора

Именно этот эскиз памятника актрисе Александре Мельниковой-Самойловой, хранящийся в фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина, послужил толчком для расследования./Репродукция. ФОТО автора

Однако жизнь преподносит сюрпризы. В прошлом году из Всероссийского музея А. С. Пушкина, что на Мойке, 12, мне прислали эскиз проекта памятника на могиле актрисы Александры Николаевны Мельниковой-Самойловой, предположительно, выполненный Александром Опекушиным. Нечеткий карандашный рисунок, испещренный пометками автора… Более тридцати лет я изучаю жизнь и творчество Опекушина, в моем архиве несколько копий автографов скульптора, с которыми я и сравнила надписи на эскизе. Сомнений почти не было: одна и та же рука…

Известно, что Опекушин принимал участие в создании нескольких надгробных изваяний. Одно из них можно видеть в ограде Сампсониевского собора в Петербурге на могиле жертв Бирона — Артемия Волынского, ­Петра Еропкина и Андрея Хрущева, казненных в 1740 году. Памятник, для которого Опекушин безвозмездно выполнил барельеф богини истории Клио, был установлен в 1886 году по инициативе журнала «Русская старина» (автором проекта был архитектор Михаил Щурупов).

Еще одна работа Опекушина (бронзовая статуя Иисуса, стоящего перед крестом) в начале ХХ века украшала захоронение княгини Софии Владимировны Урусовой на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Она была фрейлиной последней российской императрицы Александры Федоровны. Надгробие не сохранилось.

Что же касается проекта памятника Мельниковой-Самойловой, было непонятно, воплотился ли проект Опекушина в жизнь или остался на бумаге? В справочнике «Петербургский некрополь», составленном в начале прошлого века Владимиром Саитовым, мне удалось найти запись о захоронении актрисы. Из нее следовало, что она была захоронена в 1880 году на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге «около Ник. Вас. Самойлова и Лили Кондрашовой». Отдельно указывалось: «Бронзовый бюст».

В середине 1930‑х годов Новодевичье кладбище было ­закрыто для погребений и подверглось разорению. Как утверждалось, наиболее ценные надгробия с него перенесли на территорию Александро-Невской лавры, где создавали Некрополь ­мастеров искусств. Однако бронзовый бюст с могилы Александры ­Мельниковой-Самойловой в их числе не значился.

В петербургском Мемориальном музее-квартире актеров Самойловых, куда я обратилась, мне сообщили, что информацией о бронзовом бюсте не располагают, могила же актрисы на Новодевичьем кладбище сохранилась, но в крайне плачевном состоянии.

В дальнейших поисках помог случай. Выяснилось, что несколько лет назад в Москве в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина при реставрации были обнаружены тринадцать бюстов XIX века. Среди них был и гипсовый ­скульптурный портрет ­актрисы Мельниковой-Самойловой, числившийся как работа неизвестного автора. В свое время в музее не хватало помещений, и часть скульптур большого формата перенесли под лестницу. Затем при монтаже экспозиции их ­закрыли деревянными панелями, и про произведения искусства забыли почти на полвека…

Сличив изображение бюста, присланное из музея Бахрушина, с эскизным рисунком памятника, я нашла сходство. Однако на этом приятные неожиданности не закончились.

В конце прошлого года я получила из музея Самойловых письмо следующего содержания: ­«Смотрите, что сегодня нашлось в фондах нашего музея! Бюст с подписью «Мельникова» обозначен как работа неизвестного ­скульптора. Мы отправили в фонд присланную вами копию эскиза Опекушина, и ­сотрудники по визуальному сходству обнаружили этот бюст. Тоже гипсовый. Так что и у нас он есть. Правда, состояние его хуже, чем из Бахрушинского музея»…

Итак, найдены уже две гипсовые модели памятника ­Александре Мельниковой-Самойловой, по одной из которых, по всей видимости, и был отлит бронзовый бюст. Почему бы не выполнить эту операцию еще раз, чтобы вернуть памятник на Новодевичье кладбище? Это было бы хорошей памятью и об актрисе Мельниковой-Самойловой, и о великом ваятеле Александре Михайловиче Опекушине, который большую часть своей жизни трудился в городе на Неве.

В голодном 1919 году ­скульптор вместе с дочерьми вынужден был вернуться на малую родину в Ярославскую губернию. Здесь 4 марта 1923 года он скончался от воспаления легких и был похоронен возле сельского храма Спаса Нерукотворного Образа, в котором когда‑то был крещен…


#скульптор #эскиз #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7131) от 18.03.2022 под заголовком «Памятник под лестницей».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».