Памятник под лестницей. Забытое произведение скульптора Александра Опекушина

Казалось бы, все работы скульптора Александра Михайловича Опекушина в Петербурге хорошо известны. В первую очередь — памятники Екатерине II перед Александринским театром (Опекушин создавал скульптуры, окружающие пьедестал) и Пушкину в сквере на Пушкинской улице. Можно вспомнить также здание­ ­Санкт-Петербургского общества взаимного кредита на набережной канала Грибоедова, для которого ваятель изготовил большую скульптурную группу «Ника», у ног которой расположены бог торговли Меркурий и бог морей Нептун.

Памятник под лестницей. Забытое произведение скульптора Александра Опекушина | Именно этот эскиз памятника актрисе Александре Мельниковой-Самойловой, хранящийся в фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина, послужил толчком для расследования./Репродукция. ФОТО автора

Именно этот эскиз памятника актрисе Александре Мельниковой-Самойловой, хранящийся в фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина, послужил толчком для расследования./Репродукция. ФОТО автора

Однако жизнь преподносит сюрпризы. В прошлом году из Всероссийского музея А. С. Пушкина, что на Мойке, 12, мне прислали эскиз проекта памятника на могиле актрисы Александры Николаевны Мельниковой-Самойловой, предположительно, выполненный Александром Опекушиным. Нечеткий карандашный рисунок, испещренный пометками автора… Более тридцати лет я изучаю жизнь и творчество Опекушина, в моем архиве несколько копий автографов скульптора, с которыми я и сравнила надписи на эскизе. Сомнений почти не было: одна и та же рука…

Известно, что Опекушин принимал участие в создании нескольких надгробных изваяний. Одно из них можно видеть в ограде Сампсониевского собора в Петербурге на могиле жертв Бирона — Артемия Волынского, ­Петра Еропкина и Андрея Хрущева, казненных в 1740 году. Памятник, для которого Опекушин безвозмездно выполнил барельеф богини истории Клио, был установлен в 1886 году по инициативе журнала «Русская старина» (автором проекта был архитектор Михаил Щурупов).

Еще одна работа Опекушина (бронзовая статуя Иисуса, стоящего перед крестом) в начале ХХ века украшала захоронение княгини Софии Владимировны Урусовой на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Она была фрейлиной последней российской императрицы Александры Федоровны. Надгробие не сохранилось.

Что же касается проекта памятника Мельниковой-Самойловой, было непонятно, воплотился ли проект Опекушина в жизнь или остался на бумаге? В справочнике «Петербургский некрополь», составленном в начале прошлого века Владимиром Саитовым, мне удалось найти запись о захоронении актрисы. Из нее следовало, что она была захоронена в 1880 году на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге «около Ник. Вас. Самойлова и Лили Кондрашовой». Отдельно указывалось: «Бронзовый бюст».

В середине 1930‑х годов Новодевичье кладбище было ­закрыто для погребений и подверглось разорению. Как утверждалось, наиболее ценные надгробия с него перенесли на территорию Александро-Невской лавры, где создавали Некрополь ­мастеров искусств. Однако бронзовый бюст с могилы Александры ­Мельниковой-Самойловой в их числе не значился.

В петербургском Мемориальном музее-квартире актеров Самойловых, куда я обратилась, мне сообщили, что информацией о бронзовом бюсте не располагают, могила же актрисы на Новодевичьем кладбище сохранилась, но в крайне плачевном состоянии.

В дальнейших поисках помог случай. Выяснилось, что несколько лет назад в Москве в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина при реставрации были обнаружены тринадцать бюстов XIX века. Среди них был и гипсовый ­скульптурный портрет ­актрисы Мельниковой-Самойловой, числившийся как работа неизвестного автора. В свое время в музее не хватало помещений, и часть скульптур большого формата перенесли под лестницу. Затем при монтаже экспозиции их ­закрыли деревянными панелями, и про произведения искусства забыли почти на полвека…

Сличив изображение бюста, присланное из музея Бахрушина, с эскизным рисунком памятника, я нашла сходство. Однако на этом приятные неожиданности не закончились.

В конце прошлого года я получила из музея Самойловых письмо следующего содержания: ­«Смотрите, что сегодня нашлось в фондах нашего музея! Бюст с подписью «Мельникова» обозначен как работа неизвестного ­скульптора. Мы отправили в фонд присланную вами копию эскиза Опекушина, и ­сотрудники по визуальному сходству обнаружили этот бюст. Тоже гипсовый. Так что и у нас он есть. Правда, состояние его хуже, чем из Бахрушинского музея»…

Итак, найдены уже две гипсовые модели памятника ­Александре Мельниковой-Самойловой, по одной из которых, по всей видимости, и был отлит бронзовый бюст. Почему бы не выполнить эту операцию еще раз, чтобы вернуть памятник на Новодевичье кладбище? Это было бы хорошей памятью и об актрисе Мельниковой-Самойловой, и о великом ваятеле Александре Михайловиче Опекушине, который большую часть своей жизни трудился в городе на Неве.

В голодном 1919 году ­скульптор вместе с дочерьми вынужден был вернуться на малую родину в Ярославскую губернию. Здесь 4 марта 1923 года он скончался от воспаления легких и был похоронен возле сельского храма Спаса Нерукотворного Образа, в котором когда‑то был крещен…


#скульптор #эскиз #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7131) от 18.03.2022 под заголовком «Памятник под лестницей».


Комментарии