Палаццо купца Комова. История дома в стиле неоренессанса на улице Пестеля
Любители разглядывать старинные дома неизменно обращают внимание на две надписи на фасаде этого здания, являющиеся неотъемлемой частью его архитектурного облика. В картуше - «ПКА», выше - «Основано в 1893 году».
Нижний этаж здания всегда занимали коммерческие заведения. Во времена нэпа тут был магазин с вывеской «Удивительно все дешево». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Версий о том, как расшифровать аббревиатуру и что было основано больше века назад, возникает множество. Ответ же очень прост: «ПКА» - инициалы последнего владельца этого здания купца Петра Андреевича Комова. А дата указывает вовсе не на время постройки, как можно было бы предположить, а на год основания принадлежавшего купцу Комову бюро похоронных процессий. Для его конторы купец сначала арендовал в этом доме на тогдашней Пантелеймоновской улице отдельные помещения, а в 1900 году и вовсе приобрел в собственность все здание.
Первоначально, в первой трети XIX века, оно принадлежало чиновному семейству Обуховых, а в середине того же столетия на полвека перешло во владение Путятиных: сперва Евфимия Васильевича (адмирала, дипломата, подписавшего в 1855 году первый договор о дружбе и торговле с Японией, а в 1861 - 1862 годах министра народного просвещения), затем его сына Евгения. Последний служил в гвардейской конно-артиллерийской бригаде, был ранен на Русско-турецкой войне 1877 - 1878 годов, вышел в отставку и занимался в своем имении в Подольской губернии садоводством и музыкой, пытался освоить граверное мастерство.
В 1903 году архитектор Иван Михайлович Гольмдорф по заказу купца Комова перестроил дом на Пантелеймоновской, придав ему облик в духе флорентийского палаццо. Сооружение стало одним из поздних образцов неоренессанса в Петербурге. «Флорентийский вкус» был популярен в столице раньше, во второй половине XIX века, яркие примеры - дворец великого князя Владимира Александровича (Дом ученых) на Дворцовой набережной, здание архива Государственного совета на Миллионной улице.
По центру дома П. А. Комова была устроена проездная арка скругленных очертаний, над ней - окно, обрамленное сложной композицией: две тонкие колонки, с которых как бы стекают закрученные спиралью завитки - волюты. В полуциркульную часть оконной композиции вписана лепная раковина моллюска - декоративный мотив, популярный в архитектуре Ренессанса.
А еще выше, на уровне третьего этажа, над проездной аркой появилась одинокая ионическая колонна, зажатая между узкими окнами. Этот курьезный архитектурный элемент, нарочито поставленный на самом видном месте, чем-то напоминает популярное после Первой мировой войны зодчество периода ар-деко, для которого характерно «любование» отдельной деталью. Архитектор Гольмдорф как будто бы опередил время.
Кстати, Иван Гольмдорф, не так много построивший в Петербурге, в конце ХIХ века был в числе основателей сиверской дачной местности. Он одним из первых приобрел здесь обширный участок леса, владел домами на берегу реки Оредеж. Здешний хвойный массив даже носил название Гольмдорфов лес, и оно бытовало в местной топонимике до конца 1930-х годов. Гольмдорф ежегодно вносил небольшие суммы на развитие и благоустройство дачной Сиверской, на поддержку народного образования и другие нужды.
После 1917 года в его усадьбе был открыт первый в Сиверской детский дом для беспризорников Петрограда, во время Великой Отечественной войны в здании обитали немецкие летчики. После войны дача стала использоваться как спальный корпус «Сиверской лесной школы», а в 1992 году здесь был открыт музей истории Сиверской - «Дачная столица»...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6524) от 13.09.2019 под заголовком «Палаццо купца Комова».
Комментарии