Паганини в женском обличии. За что Гильермину Суджу называли «королевой виолончели»

Юную Гильермину Суджу из Португалии называли «королевой виолончели», поклонники даже присвоили ей имя «Паганина», считая ее достойной сравнения с величайшим скрипачом-виртуозом Никколо Паганини. В начале ХХ века она стала известной в Европе, а зимой 1908 года приехала на гастроли в Петербург. Было ей двадцать три года.

Паганини в женском обличии. За что Гильермину Суджу называли «королевой виолончели» | Музыкальную теорию и виолончель Гильермине Судже преподавал ее отец, профессор Лиссабонской консерватории. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Музыкальную теорию и виолончель Гильермине Судже преподавал ее отец, профессор Лиссабонской консерватории. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Гильермина была женой знаменитого и часто гастролировавшего в Петербурге испанского виолончелиста Пабло Казальса, большого друга Александра Зилоти - хозяина самой популярной в столице концертной антрепризы. В концертных программах ее имя писали по-разному: то «Гильермина Суджа-Казальс», то «Гильермина Казальс», в переписке и интервью тех лет оба виртуоза называли друг друга мужем и женой.

В Петербурге чета поселилась, как и многие другие иностранные музыканты, которых Александр Зилоти приглашал в Петербург, в его квартире на Васильевском острове на 12-й линии, 9.

Пабло Казальс и Гильермина Суджа несколько раз выступали в Петербурге и Москве в сольных концертах, а также исполняли произведения для двух виолончелей с оркестром. «Концерты А. Зилоти» славились насыщенными программами, особенно отличаясь большим количеством сочинений И.-С. Баха.

Исполнение Гильерминой сольных произведений этого композитора вызывало бурю восторга. «Русская музыкальная газета» писала: «А. Зилоти должен быть счастлив, пожиная добрые плоды своих художественных стремлений: он приучил публику слушать Баха, научил любить его».

Гильермина с восторгом описывала подруге путешествие в Россию, упоминая свой концерт 26 января 1908 года в Дворянском собрании, где ее аккомпаниатором был сам Александр Зилоти: «Я счастливо прибыла в Петербург. Прекрасная поездка, великолепная погода, великолепный город и большой успех наших концертов с Зилоти. 31 января отправляюсь в Москву...».

Были в репертуаре Гильермины Суджи и произведения русских композиторов - Карла Давыдова, Антона Рубинштейна, Александра Глазунова, Сергея Рахманинова. Она побывала в России несколько раз, приезжая не только ради концертов, а просто в гости к Зилоти, все члены семьи которого очень ее любили. Последний раз она была в Петербурге в 1912 году, и в том же году Гильермина и Казальс расстались.

С 1914 года, когда началась Первая мировая война, Гильермина больше не выезжала в Европу. Она давала концерты и преподавала только в Англии, а также учредила премию своего имени. Лишь в 1924 году Суджа вернулась на родину в Португалию, основала в Порту консерваторию, а все свое имущество завещала на постоянное пополнение премии, которая существует до сих пор.

Об этой удивительной, изящной, талантливой и очень красивой женщине написаны книги, статьи, воспоминания, а главное - в Интернете можно найти аудиозаписи ее сольных выступлений, в частности, изумительную мелодию «Кол нидрей» (молитва, читаемая в синагоге вечером) в невероятно красивом музыкальном изложении композитора Макса Бруха.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #музыка #музыканты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 055 (6653) от 27.03.2020 под заголовком «Паганини в женском обличии».


Комментарии