Ответственность за весь мир. Почему забыто понятие «интернационализм»?
В публикации «Как правильно родину любить» от 16 сентября доктор исторических наук Михаил Кром обстоятельно и взвешенно рассматривает историю понятий «патриотизм» и «национализм», причем отмечает, что нередко грань между ними провести очень сложно. Однако согласитесь, что столь давно и широко употребляемые термины всегда обрастают массой смыслов и лучше всего самому определить, что вы под ними понимаете.
ФОТО pixabay
Я бы считал, что патриотизм – это любовь к родине конструктивная и оборонительная, а национализм исходит из чувства превосходства своей нации и из ее права на то, в чем другим нациям отказывает, в том числе на агрессию, наступление. Могу принять и другую классификацию: национализм включает патриотизм, но допускает агрессию. Еще важно, что патриотизм не идеология, а нормальное, устойчивое состояние с опорой на свой народ и страну. Для развития же нужна именно идеология, то есть видение будущего и того, как к нему идти.
Сегодня почему-то в тени совершенно незаслуженно оказывается такое понятие, которое в советское время было ключевым: интернационализм. Прежде всего это чувство солидарной ответственности за весь мир. Социалисты XIX века хотели видеть его «пролетарским», когда говорили о капитализме как главной причине войн и вражды и искали то, что можно этой причине противопоставить. Заняв эту позицию, Ленин и правда в 1914 году проиграл, оказался в меньшинстве даже среди социалистов Европы, которые ничего не смогли противопоставить взрыву национализма. Но он устоял и победил потом в немалой степени именно потому, что нашел как раз удачное соотношение патриотизма («мы оборонцы с 25 октября 1917 года...») с интернационализмом.
Однако в целом события ХХ века показали, что наемные работники еще не могут выйти за пределы логики, которую диктует конкуренция крупного капитала и вытекающая из нее (и не только) вражда государств и народов. В результате страна даже победившего пролетариата должна была вести себя как любое другое государство.
Сейчас наши надежды несколько смещаются. Возрастание мировых связей, глобализация в лучшем смысле этого понятия, вместе с осознанием хрупкости мира постепенно создают критическую массу интернационализма. Причем у всех общественных классов. Интеллигенции и даже явному большинству собственников мир и сотрудничество нужны не меньше, чем промышленным рабочим.
Сохраним мир и планету – посмотрим, интересы каких групп могут ей угрожать и какой строй, какой мировой порядок лучше других.
И хорошо бы почаще смотреть на себя со стороны. Конечно, мы можем чтить лишь своих деятелей, а Маркса и Энгельса записать в русофобы, потому что они не приветствовали Николая I и его войска, утвердившие священный союз монархий против европейских революций. Только тогда не следует удивляться легкости, с которой нас могут представить врагами всего мира и прогресса.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (6774) от 30.09.2020 под заголовком «Интернационализм себя еще покажет».
Комментарии