Главная городская газета

Откуда пришел Рюрик?

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
Откуда пришел Рюрик? | Так художник Николай Рерих изобразил приход заморских гостей в северные славянские земли. Картина «Иноземные гости» (1901 г.) находится в собрании Русского музея. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Так художник Николай Рерих изобразил приход заморских гостей в северные славянские земли. Картина «Иноземные гости» (1901 г.) находится в собрании Русского музея. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как известно, дискуссия вокруг норманнской теории возникновения Российского государства длится уже много веков. Согласно ей, у истоков его формирования стояли норманны («северные люди») - скандинавы, приглашенные представителями славянских племен. В «Повести временных лет» звучат имена Рюрика, Синеуса и Трувора. Несколько лет назад легендарному Рюрику (и его сыну Олегу Вещему) в Старой Ладоге даже поставили памятник, отмечая как раз то самое место, куда они пришли княжить. Однако у этой теории немало противников. В их числе и наш сегодняшний собеседник - директор по научной работе Национального центра подводных исследований, научный руководитель проекта «Подводное наследие России» Андрей ЛУКОШКОВ.

- Андрей Васильевич, что дает вам основание усомниться в норманнской теории?

- В первую очередь работы археологов, которые фиксируют ограниченное распространение скандинавских изделий на территории Древней Руси, а древнерусских - на Скандинавском полуострове. И наоборот, широкое использование древнерусских изделий на южном побережье Балтики и южнобалтийских - в древнерусских землях.

Выводы «сухопутных» коллег подтверждают и наши собственные исследования. С 2006 года специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества осуществляют научную программу по реконструкции древних водных торговых путей. Мы занимаемся подводными поисковыми работами, чтобы обнаружить суда, лежащие на дне рек и озер, и попытаться понять, как проходили транспортные коридоры.

Уже удалось провести аппаратурные съемки дна Невы, Волхова, Луги, Оредежа, Россони, Наровы, Великой, Ладожского озера и Финского залива в России, а также рек Суур-Эмайыги, Кале-Йоки и Чудского озера в Эстонии, рек Вента, Лиелупе, Буллипе, Даугава и Рижского залива в Латвии. В результате поисков были найдены десятки погибших судов разных эпох, что указывает на постоянное использование этих трасс. Кроме того, анализировали мы и находки древних судов, сделанные коллегами с юга России, Украины, Польши, Северной Германии, Нидерландов, Дании.

Главный вывод: среди найденных вдоль этих водных путей объектов нет характерных для скандинавов килевых судов. Найденные лодки и суда принадлежат к традиционным славянским типам.

Славяне не строили килевых мореходных судов, аналогичных скандинавским, а использовали плоскодонные, удобные для плавания по рекам, изобилующим мелями, и обширным песчаным мелководьям южного и восточного побережий Балтики. Фактически речь идет о судах типа «река - море», которые были наилучшим образом приспособлены к доставке грузов в древнерусские города, удаленные от морского побережья.

Эти корабли принципиально отличались от скандинавских судов с мощными килями и несущей обшивкой внакрой, скрепленной заклепками. Славянские суда имели каркасную схему - с долбленой основой или мощными несущими шпангоутами, на которые крепилась обшивка встык. Швы досок днища и обшивки имели пазы, их заделывали планками, которые назывались ласты (лосты). Они фиксировались в пазах с помощью металлических скобок.

6VRBoat1.jpgТакие технологии были распространены и на территории Древней Руси, и на южном побережье Балтики, где жили южнобалтийские славяне. Кстати, они успешно использовались вплоть до середины ХХ века.

Кроме того, славянские суда не имели характерных для скандинавской традиции боковых рулей, а оснащались широкими кормовыми веслами. В Древней Руси они были известны как «стырь» (стерно), в нижненемецком - sture. Еще одним общим технологическим приемом было использование деревянных гвоздей, которые расклинивали в отверстиях, и кованых железных гвоздей, фиксировавшихся путем двойного загиба острия.

Корма и нос древней долбленой лодки, найденной подводными археологами на реке Луге.
ФОТО из архива Национального центра подводных исследований

- Так откуда же тогда мог прийти легендарный Рюрик?

- По мнению многих историков, он, скорее, мог быть выходцем с территории современной Северной Германии или нынешней Калининградской области, чем со Скандинавского полуострова. Историки называют две основные версии исходного пункта, где мог проживать Рюрик. Первая: южное побережье Балтики - на землях ободритов от Ольденбурга до Ростока, стоящего на реке Варнов...

- Поясним для читателей, что ободриты - это средневековый союз славянских племен, живших в нижнем течении Эльбы (Лабы), на западе современного Мекленбурга, в восточной части земли Шлезвиг-Гольштейн и северо-восточной части современной Нижней Саксонии...

- Вторая версия - Рюрик мог прийти из территорий в устье реки Неман. На старых картах все ее нижнее течение и устье называется Руссой.

Сегодня в этом вопросе нет ясности. Но, на наш взгляд, приход Рюрика к истоку Волхова по рекам более вероятен, нежели плавание с юга Балтики через Финский залив и Ладогу к Альдейгьюборгу (так в шведских источниках называли нынешнюю Старую Ладогу) в низовьях Волхова. Впрочем, из текстов летописей следует, что после смерти Рюрика русы ушли с территории Старой Ладоги на Днепр и туда, на берега Волхова, действительно пришли скандинавы...

Вообще из русских и скандинавских письменных источников следует, что на ранних этапах своего существования и в первые столетия складывания Древней Руси Ладога (Альдейгьюборг) обладала особыми правами вплоть до автономии. И мы знаем, что в течение всего XI века во главе ладожского ярлства стояли скандинавы, подчинявшиеся власти славянских верховных князей.

Судя по сагам, скандинавы приходили в Альдейгьюборг на своих судах, затем запрашивали разрешение на продвижение в Хольмгард, под которым сегодня понимают Рюриково городище, что возле нынешнего Великого Новгорода. Получив «добро», они оставляли свои суда в Ладоге и двигались в глубь славянской территории либо по суше, либо на местных славянских судах.

И, судя по сохранившимся письменным источникам, этот путь был единственным для проникновения скандинавов в регион между Ладогой, Ильменем и Чудском озером. Ведь ни по латвийской Гауе, ни по эстонской Пярну, ни по Нарове или Луге скандинавские суда подняться вглубь не могли. Они были сильны своими мореходными качествами, но строились для плавания именно в открытом море или вдоль так называемых приглубых берегов - то есть таких, у которых сразу начинается большая глубина.

Двигаться по мелководным рекам с большим количеством порогов они попросту не имели возможности. В первую очередь из-за большой массы и массивного выступающего вниз на 40 - 50 сантиметров киля. Такой киль не давал провести суда через перекаты или маневрировать между камнями на порогах. А массивный корпус исключал возможность волока скандинавских судов мимо порога по берегу...

Еще менее, чем боевые суда, годились для плавания по русским рекам скандинавские торговые «кнорры». Ведь помимо уже сказанного они строились для плавания под парусом и имели всего три пары весел на носу для маневрирования при заходе в порт и подходе к причалу. Экипаж этих судов составляли всего несколько человек, которые физически не могли обеспечить ни долгую греблю вверх и вниз по реке, ни буксировку судна бечевой.

То же самое касается и продвижения скандинавов вверх по течению Даугавы (Западной Двины). Там конечной точкой плавания скандинавов была крепость Даумгале (сейчас это городище на левом берегу реки Даугавы в 22 км к юго-востоку от Риги. - Ред.). Она, кстати, в плане очень похожа на Старую Ладогу.

- Получается, что скандинавские суда не могли проникнуть в глубь территории Руси?

- Да, это признают даже скандинавские историки. По их мнению, скандинавы могли продвигаться туда, только используя местные славянские суда, что подтверждают и наши подводные исследования. Пока на обследованных нами акваториях не найдено ни одного судна, построенного по скандинавской конструктивной схеме. А ближайшая к территории России находка - лишь в финских водах в районе Лапури у северного берега Финского залива рядом с современной границей России и Финляндии.

Правда, в нескольких городищах были найдены скандинавские корабельные заклепки. Это может означать, что здесь, возможно, жили скандинавы, но либо короткое время, либо они быстро утратили свои скандинавские навыки.

Что же касается норманнской теории, то надо четко понимать, что это сугубо умозрительная концепция. Она возникла в XVII веке, в эпоху Великой Швеции, когда эта страна имела колонии в Америке и Африке и короткий период (в эпоху Смутного времени) владела Новгородом и создавала себе великую историю. Теория получила распространение век спустя, то есть тогда, когда еще не были введены в оборот известные сегодня арабские, персидские, древнерусские и скандинавские письменные источники, а археологических данных практически не было.

Новых данных в пользу норманнской версии уже давно не появляется, а вот против нее - все больше и больше. И изучение судов лишь одно из слагаемых общей картины. Находок скандинавских судов, повторю, в России нет (разве что в Старой Ладоге, но это, скорее всего, было скандинавское поселение), а славянских - много.

Кроме того, скандинавские источники вообще очень мало пишут о визитах на Русь. Причем известные случаи - это конец Х века и XI век. И, главное, речь идет лишь о восьми-девяти эпизодах прихода на Русь скандинавских отрядов во главе со скандинавскими «политэмигрантами»-конунгами, которые потерпели поражение в борьбе за власть и либо поступали на службу к русским князьям, либо приходили награбить продовольствия для своих дружинников. В это число входят и два случая бегства на Русь групп скандинавских христиан, спасавшихся от гонений своих языческих радикалов. При этом они задерживались на Руси ненадолго - не больше чем на три года. В одном случае - на пять. И численность таких отрядов была небольшой.

Вообще археологические находки доказывают, что импульс движения, торговли и освоения приладожских земель шел с юга, со стороны славян, а не со скандинавского северо-запада. И, без сомнения, именно славянам принадлежало господство на речных путях северо-запада России и Балтии... Исследования продолжаются - посмотрим, что еще удастся найти.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook